Работы хватает всем
На круглом столе в Общественной палате КЧР обсудили результаты реализации региональной программы капитального ремонта МКД за 2021 год
В нынешнем году капитальный ремонт планируется провести в 48 МКД республики, и по 19 из них уже провели аукционы и выбрали подрядчиков. Но, как отметил председатель комиссии ОП КЧР по вопросам строительства, ЖКХ, экологии, охраны окружающей среды и благоустройства территорий Анатолий Барков, сроки проведения аукционов по капремонту затянулись. При этом он выразил опасение, что работы не будут завершены до конца года. В свою очередь, представители регионального оператора «Фонд обеспечения и организации капитального ремонта многоквартирных домов на территории КЧР» заверили, что все будет сделано в срок, а причиной затянувшихся торгов является подорожание стройматериалов.
– Главная проблема – это индексы в сметной стоимости стройматериалов, которые не позволяют определять начальную максимальную стоимость контракта в соответствии с теми рыночными ценами на товар и услуги, которые существуют сегодня на данном рынке, – пояснил задержку заместитель гендиректора РО ФКР по КЧР Эльдар Джандубаев. К этому он добавил, что 19 мая 2022 года Минстрой РФ опубликовал новые индексы, и теперь есть все шансы на то, что аукционы будут признаны состоявшимися, а значит, все запланированные на этот год работы будут начаты и благополучно завершены в 2022 году.
В подобных аукционах могут участвовать не только местные подрядные организации, но и подрядчики из других регионов, что не всегда положительно сказывается на качестве ремонта жилых домов. Об этом, собственно, и высказались некоторые участники заседания. Ведь с руководством таких организаций порой бывает достаточно трудно связаться, эффективно обсудить проблемы и достигнуть необходимых договоренностей.
Так, общественный контролер Татьяна Мельник привела в пример МКД по ул. Крупской, 75, жильцы которого столкнулись с тем, что подрядная организация была из КБР:
– Работу сделали, все, что нужно, подписали. А затем не прошел даже гарантийный срок эксплуатации крыши, как она дала течь. Стали искать подрядчиков – они недоступны; выходили на регион – тот же результат. И все виды работ, особенно «козырьки», легли на плечи управляющей компании. Такой вот итог – гарантия еще есть, а УК уже устраняет недоделки…
Обсудили на заседании и вопросы взаимодействия ФКР с региональной властью и органами местного самоуправления. В итоге было отмечено, что последним следует обратить более пристальное внимание на состояние жилищного фонда и проводить мониторинги.
– Мы все понимаем, что проводить ремонт в домах, которые имеют процент износа более 70% на сегодня, нецелесообразно. Нам нужно вместе с муниципалами выявить эти дома, оформить их в установленном порядке, вывести их из программы капремонта и думать уже о других программах – о переселении из аварийного, ветхого жилья и др. Эту работу нам с органами местного самоуправления предстоит провести и усилить в этом году. В целом понимание сути вопроса есть, с ФКР противоречий во взаимодействии тоже нет, – рассказала заместитель министра строительства и ЖКХ КЧР Зульфира Батчаева.
Говоря о том, как можно повысить эффективность программы капремонта, участники заседания обсудили возможность получения господдержки. Например, жильцы МКД, которые самостоятельно копят средства на спецсчете, могут провести энергоэффективный капремонт, при этом не только в дальнейшем сократить расходы на оплату коммунальных услуг, но и возместить затраты. Однако граждане не спешат этим воспользоваться.
– Они до 5 млн могут получить субсидию. Да, здесь есть свои трудности – сначала должны быть выполнены сами работы, для чего нужно либо увеличить взнос, либо взять кредит или займ. А уже потом Фонд содействия развитию ЖКХ выдает субсидию, которая обратно не возвращается. С этим мы проработали несколько УК, но никто из обладателей спецсчетов на это не идет, – прокомментировала ситуацию Батчаева.
Что ж, понять людей здесь тоже можно – слишком часто население бывает обмануто тем или иным видом «помощи». Особенно когда при этом приходится вкладывать свои средства. И потому каждое подобное предложение первоначально вызывает у жильцов законное недоверие. Как говорится, «обжегшись на молоке, на воду дуть станешь».
В разговоре на тему взносов за капремонт представителем ФКР было отмечено, что в прошлом году собираемость составила 120%, что стало лучшим результатом в России по итогам года.
– В 2021 году фондом был проведен обширный комплекс мероприятий, направленных на улучшение платежной дисциплины населения по уплате взносов на капитальный ремонт, в результате по итогам года Ассоциацией региональных операторов капитального ремонта РФ был зафиксирован самый высокий уровень собираемости взносов, – сообщил Эльдар Джандубаев, уточнив, что общая сумма задолженности плательщиков взносов перед региональным оператором в 2021 году была сокращена на 11,7 %, с 218 до 192 млн рублей.
Таким образом, из года в год отчетливо наблюдается ответственный подход населения к уплате взносов, что в конечном счете будет благоприятно отражаться на проведении капитального ремонта многоквартирных домов на территории КЧР. Однако и задолженности тоже имеются, но взыскать их непросто, потому что сложно бывает установить собственника жилого помещения. Представитель ФКР подчеркнул, что необходимо наладить сотрудничество в этом вопросе в том числе и с органами местного самоуправления.
В принятой по итогам заседания резолюции общественники подытожили имеющиеся проблемы, наметив пути их решения. При этом Общественная палата считает, что по-прежнему остается недостаточной проводимая работа по техническому освидетельствованию МКД при подготовке ежегодной программы капитального ремонта. Отмечена и низкая активность собственников МКД в проводимой работе, а также слабое участие в программе реализации капремонта МКД органов местного самоуправления.
Министерству строительства и ЖКХ КЧР, Управлению госжилнадзора КЧР, ФКР и управляющим компаниям рекомендовано поставить в приоритет реализацию программы энергоэффективности на объектах с большими тепловыми потерями, разработать краткосрочную программу по установке приборов теплового учета в тех МКД, где они отсутствуют, и реализовать данную программу за счет средств, накопленных в фонде капитального ремонта и на специальных счетах МКД.
Кроме того, общественники рекомендуют обратить особое внимание на срывы сроков проведения торгов по определению подрядных организаций на объекты капремонта, ставящие под угрозу установленные сроки ввода объектов. Следует учитывать и низкий уровень привлечения собственников МКД и ОМС (органов местного самоуправления) к реализации программы капремонта МКД.
Отдельно Фонду обеспечения и ремонта МКД на территории КЧР Общественная палата предлагает принять исчерпывающие меры по ускорению проведения аукционов на предмет определения подрядных организаций по ремонту МКД. И обязательно привлекать к активному участию в реализации программы капремонта и приемке выполненных работ собственников, определенных собранием, а также представителей органов местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством.
Все так же остается востребованной роль общественников – общественных советов при МО, Минстрое КЧР, УГЖН КЧР. Так что работы хватит всем!
Кстати,
администрациям городов и районов республики посоветовали лучше контролировать проведение капремонта МКД, занимая принципиальную позицию по вопросам качества СМР и сроков ввода. При этом принимать необходимые меры для повышения активности собственников МКД в реализации данной программы.
{{commentsCount}}
Комментариев нет