День республики № 65 от 14.06.2022

Мы приехали в гости. Навсегда

Беженцы из Мариуполя готовятся начать новую жизнь в Карачаево-Черкесии

16 июня в 15:20
12 просмотров
Семья Фендриковых надеется «пустить корни» в Карачаево-Черкесии
Семья Фендриковых надеется «пустить корни» в Карачаево-Черкесии

Под покровом ночи под обстрелами военной техники две машины вырвались из города, в котором пепел падал с небес. Автомобили изрешечены пулями, но пассажиры в них целы. Похоже на сюжет фильма Квентина Тарантино, не правда ли? Но это не кино, это самая что ни на есть реальная история, которую пережила семья Фендриковых, вырвавшаяся из Мариуполя, из «города, которого больше нет»…

Сергей и Виктория родом из Донбасса. Познакомились в одной из строительных фирм, где вместе работали. Вскоре молодые люди решили создать семью. Поженились, родили первого сына, Евгения. В 2017 году переехали в Мариуполь и открыли свой бизнес. Меньше года назад у них родился младший сын, Лев.

– В пять утра мы проснулись от взрывов, казалось, что это был сон. Не успев понять, что происходит, сбежали в ближайшее убежище – подвальное помещение. Таких как мы там собралось с полсотни. Пересидеть не получилось – обстрелы шли постоянно. Так подвал спортивного клуба стал нашим домом. Нередко в здание попадали зажигательные снаряды. Дом много раз горел. Мужчины выбегали, тушили как могли, – вспоминает те ужасные дни глава семейства Сергей.

Практически с первых дней штурма город остался без света, газа, отопления, продуктов и питьевой воды, а большая часть зданий повреждены или разрушены.

– Жители города, прежде всего женщины, дети и старики, были вынуждены прятаться в подвалах из-за постоянных обстрелов. Выбраться из города было практически невозможно, поэтому мы оставались в укрытии круглыми сутками. Выживать в подвале было тяжело. Нас обстреливали безостановочно, – рассказывает Сергей. – Здание, в котором мы спрятались, можно сказать, находилось на передовой, на окраине города. После очередного пожара в убежище в нем стало опасно находиться. Мы боялись, что кто-то может забежать, подбросить снаряд или гранату. Так, через время мы перебрались в подвал соседнего дома и начали готовиться к длительной осаде, было понятно, что это надолго, оттого было еще страшнее.

В город выходили лишь мужчины и только на поиски еды и воды. Вокруг все было завалено мусором. В подвалах каждого дома укрывалось мирное население. Там, в отсутствие воды, сотни людей пытались наладить хоть какой-то быт.

– Естественно, о стирке и мытье и речи не было. Как только одежда становилась совсем грязной, ее попросту выбрасывали и переодевались в другую. Но и эти запасы не бесконечны, так что менять её старались пореже. Еду приходилось выменивать на какие-то услуги, нам повезло, что в нашем подвале все мужчины были рукастыми. Изредка выходили готовить на кострах, в основном кипятили воду для чая. Питьевую воду сливали из системы горячего водоснабжения, потом отстаивали её. Для технических нужд собирали дождевую. Каждый день был ад! Вечером становилось очень холодно, ребёнок сильно кашлял. То, что мы испытывали там, – это просто непередаваемо. Мы как будто оказались внутри страшного кино.

Семья жила в подвалах больше месяца. Становилось все страшнее. Было ясно, что скоро этот кошмар не закончится. Так, в один день, как только появилась возможность, они приняли решение уехать в Россию, все вместе, с детьми и мамой.

Автомобили, на которых они доехали до Карачаево-Черкесии, сегодня припаркованы возле Многопрофильного технологического колледжа, где временно размещены беженцы. Смотреть на машины страшно: выбиты окна, на кузове видны многочисленные дыры от пуль и осколков. Трудно представить, что на этом металлоломе Фендриковы смогли преодолеть неблизкий путь до Черкесска.

– Мы больше не могли там находиться. Наш сын Лева был самым маленьким в подвале, постоянно болел. А старший сын встретил в том подвале свой семнадцатый день рождения, – говорит со слезами на глазах Виктория.

Беженцы признаются, что для них переезд в Россию – это уверенность в завтрашнем дне. Здесь они чувствуют себя в безопасности, вдали от войны. После пережитого Фендриковы не допускают даже мысли о возвращении на Украину. Карачаево-Черкесию для переезда они выбрали не случайно. У Сергея здесь корни, бывал здесь раньше, в гостях у прадедушки.

– Я был совсем ребёнком, когда вместе с родителями приезжали сюда летом несколько лет подряд. Мне нравилось проводить здесь время, нравились люди, у меня даже были друзья, – вспоминает он. – И когда я вёз свою семью в эту республику, рассказывал им о своих воспоминаниях, в глубине души я был уверен, что нам здесь найдётся место. И действительно, нас встретили замечательно, мы получили жилье, всех разместили, кормят хорошо, замечательные условия. Конечно, жалко дом, имущество, но мы даже об этом как-то сильно не задумываемся, потому что главное – мы и наши дети живы.

Жизнь дороже всего! Я думаю, всё со временем наладится, мы обустроимся, не всё потеряно. Хотим добавить ещё большое спасибо Карачаево-Черкесии, мы благодарны всем, кто нам помогает восстанавливаться, а также дает шанс на создание новой жизни в этом регионе. В планах у нас наладить новую жизнь, быт. Хотим остаться в Карачаево-Черкесии. Работать мы умеем и любим, и надеемся стать полезными обществу, которое приняло нас.

К слову, Сергей уже приступил к работе. Трудится на строительстве мечети в Адыге-Хабльском районе.

Директор колледжа Рашид Магадов, предоставивший кров беженцам, отзывается о Фендриковых как о добропорядочной, дружелюбной и трудолюбивой семье.

– Молодая супружеская пара и их дети с первых дней стали для нас близкими. Мы понимаем, как им тяжело оказаться вдали от родины, и пытаемся всячески их поддерживать. Также поддержку им оказывает Правительство республики. Семье, по их просьбе, купили кроватку и коляску для младшего ребёнка. Старший сын готовится к поступлению в СКГА на факультет экономики, этому посодействовала министр образования и науки КЧР Инна Кравченко, – рассказал нам Рашид Хусинович.

По его словам, в Карачаево-Черкесии никто не остаётся безучастным к проблемам этой семьи, да и в целом ко всем вынужденным переселенцам. А они, в свою очередь, не перестают благодарить за тёплый приём и надежду на новое будущее, где над их головами не будут свистеть пули.

Факт

на сегодняшний день Карачаево-Черкесия приняла более 180 беженцев. Прибывшие сюда – в основном женщины и дети. Они добирались разными путями: своим ходом или организованно, на автобусах. Беженцы ДНР и ЛНР на условия не жалуются. Семьи получают региональные выплаты, помощь в трудоустройстве, необходимое медицинское обслуживание и юридическую помощь. Проживание и питание полностью бесплатные и финансируются за счёт республиканского бюджета. С предметами первой необходимости помогают волонтёры и неравнодушные жители.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
беженцы Виктория Фендрикова воспоминания ДНР Донбасс КЧР семья Сергей Фендриков специальная военная операция Украина