День республики № 67 от 18.06.2022

Союз писателей: pro и contra

В Карачаево-Черкесии активно обсуждается вопрос о возрождении региональной писательской организации

21 июня в 11:50
2 просмотра

Наша газета уже писала об этой проблеме (см. «ДР» от 5 марта 2022 года), в местном Минкульте уже прошло два совещания с участием представителей писательского сообщества и профильных ведомств. Весьма вероятно, что по этому поводу скоро будет принято какое-то решение. Мы предлагаем посмотреть на проблему под разными углами.

Итак, что же было?

В годы СССР различные профессиональные объединения: союзы, артели, кооперативы, колхозы – были необычайно востребованными. Они объединяли людей, помогали людям выживать, одновременно становясь проводниками коммунистической идеологии. Это в полной мере касалось и Союза писателей, который был призван способствовать формированию новой советской литературы. Правда, хватило двух десятилетий, чтобы Булгаков создал блестящую картину превращения союза творцов в общество привилегированных функционеров, способных затравить любой талант. Но, тем не менее, издавались Грин и Паустовский, гремел Маяковский, после войны Вознесенский, Евтушенко и Ахмадуллина собирали огромные залы. Собрания сочинений советских писателей были непременным атрибутом каждой интеллигентной семьи. Более того, писатель имел время и материальную возможность для написания романа: выделялись средства, поощрялись таланты, проводились семинары, работал литературный институт. Результат налицо: мощное культурное явление под названием «советская литература».

Что мы имеем сегодня?

Союз писателей РСФСР существовал до 1991 года, но он был упразднен после распада СССР. Потом был создан «Союз писателей России» – общественная организация, не имеющая права претендовать на государственное финансирование и рассчитывать на какие-либо привилегии. Несмотря на то, что Союз писателей России объявил себя правопреемником СП РСФСР, де-юре члены Союза писателей уравнены в правах с членами любой другой общественной организации, к примеру, любителей футбола или фанатов морских свинок.

В таких условиях не удивительно, что в стране стали образовываться и другие формальные и неформальные писательские объединения. Есть еще Российский Союз писателей, Интернациональный Союз писателей, Международный Союз писателей, Союз литераторов России, Союз литераторов Москвы… Это далеко не все, но приходится признать, что все официально существующие ныне союзы писателей не выполняют каких-либо серьезных организующих и творческих функций.

Что нам нужно от Союза?

Разные писательские объединения ставят разные задачи. Союз писателей России своей миссией называет формирование профессионального сообщества и создание творческой среды.

ПЕН-клуб ставит более конкретную задачу: защищать авторские права. Однако в условиях отсутствия закона о творческой деятельности защищать права писателей более чем проблематично.

Аргументы против

Помимо правовых есть множество проблем и в самом писательском сообществе. Членство в Союзе давно перестало быть «знаком качества» писателя. Билет Союза не справка о таланте. Союз никого писателем не делает. В писательских организациях полно откровенных графоманов, профессиональная планка сильно понизилась. Девальвирован и сам статус писателя. И как-то очистить писательские организации от налипшего балласта невозможно.

Кого увидит читатель, если собрать в один зал всех писателей региона? Пред ним предстанет больше сотни человек, о большинстве из которых он никогда не слышал, чьих книг никогда не читал. Есть изданные при содействии спонсоров книжки, количество которых напрямую зависит от пробивных способностей автора, проплаченные публикации в толстых литературных журналах, вынужденных продавать часть печатных площадей из-за скудных финансовых возможностей. Многие так называемые авторы были приняты некогда в творческий союз «авансом» как подававшие определённые надежды, коим так и не суждено было оправдаться. Предел их мечтаний – опубликоваться в бюджетных коллективных сборниках, именуемых в просторечии «братскими могилами». Стоит ли таких вообще объединять?

Действительно, можно найти множество доводов ненужности подобных объединений.

Во-первых, писательство, вообще-то, дело одинокое, свойственное людям глубоко индивидуалистического склада. Писатель может быть либо свободным, либо никаким. И я вообще не помню, чтобы Союз писателей СССР кого-то защищал. Он мог только поднять кампанию травли.

Во-вторых, молодёжь. Не будем лгать себе. Сегодня писателям не засчитывается творческий стаж, они не получают званий и не только не могут жить гонорарами – им и издаваться приходится за свой счет. И молодое поколение совершенно не видит никаких перспектив в этой профессии.

Можно сколько угодно фантазировать о писательском сообществе, где обязательно будет молодежная секция, куда мог бы принести рукопись любой студент или школьник, и будут там писатели-педагоги, которым интересно заниматься с молодежью по велению души. И правительство вдруг заинтересуется поддержкой писательского мастерства и станет помогать журналами, газетами, путевками на семинары, премиями, изданиями. Но, увы, пока все это фантазии…

Аргументы за

И все же, если отбросить скепсис, следует признать: доводы в пользу создания писательской организации есть, и они весьма весомые.

Прежде всего, должно же быть какое-то место для общения творческих людей, где можно перебрать изданные книги коллег, куда можно прийти хотя бы за моральной поддержкой.

Вспомним и другое: советский Союз писателей всё же обеспечивал качество литературного процесса. Толстые журналы служили своеобразными фильтрами, от них зависело, что будет вынесено на суд читателя. Сегодня качество произведений никто не контролирует. И потому Союз писателей необходим как объединение профессионалов, которые могут вынести компетентную оценку того или иного произведения, его эстетических, нравственных, идейных качеств. Он должен противостоять наплыву низкопробщины, чисто коммерческих произведений и литературы, которая разрушает историческую память. Перефразируя известную мысль, если государство не хочет кормить своих писателей, придется кормить чужих. Народ будет жить не своим, а чужим умом, тем более что немало тех, кто готов поучить его и либерализму, и толерантности, воспитывая из него пресловутую «пятую колонну»…

Кроме того, скажем прямо: мало издать книгу. Важно, чтобы она появилась в магазинах, важно, чтобы о ней были написаны рецензии. Иначе – лежала рукопись в столе, а теперь лежит тираж под кроватью. Многие неопытные авторы, увы, не понимают, что сама по себе публикация не является путевкой в профессиональный цех. А вот авторитетная рецензия уже может сделать человека писателем. Потом можно спорить – хорош он или плох, но никто не скажет, что такого писателя нет, если у него в прессе десятки интервью и рецензий. Это тоже может обеспечить только писательское сообщество.

Конечно, решать, создавать или не создавать в республике писательское объединение, предстоит самим писателям. Многое зависит и от позиции власти, ее готовности оказать поддержку. В любом случае нужна долгая и кропотливая работа, чтобы появились писатели, способные создать героев, подобных Павке Корчагину, Василию Теркину или Григорию Мелехову…

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
Взгляд история КЧР литература Министерство культуры КЧР Минкультуры КЧР мнение писатель писательская организация Российский союз писателей советская литература Союз писателей КЧР Союз писателей России творческая деятельность