День республики № 69 от 23.06.2022

Заповедные тропы судьбы

Гидом-инструктором по пешему туризму Марина Бублик стала по велению души

24 июня в 10:55
27 просмотров
Туристские маршруты Марины Бублик - её призвание и судьба
Туристские маршруты Марины Бублик – её призвание и судьба

Летом – с рюкзаком, зимой – на лыжах, гид-инструктор по пешему туризму, горным лыжам и сноуборду Марина Бублик отдала любимому делу свыше 30 лет жизни. Как профессионал высокого класса, она также востребована в судействе по фристайлу на соревнованиях международного уровня: ей довелось быть арбитром на зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году и Универсиаде в Красноярске в 2018 году. Нынешний летний сезон в Домбае Марина Анатольевна, как всегда, встречает готовая вновь покорять горные вершины и звать за собой любителей туризма.

…Марина Бублик родилась в Домбае в конце 50-х, когда здесь развернулась грандиозная стройка всесоюзного масштаба по возведению объектов туризма и турсервиса. Она была вторым ребёнком, родившимся здесь в семье строителей, первым же на свет появился Заур Кечеруков, с которым она сохранила дружбу и тёплые отношения. Поэтому и квартиру в первом построенном на Пихтовом мысу доме семьи Бублик и Кечеруковых получили сразу, как только началось его заселение. Отец Марины, Анатолий Иванович, и мама, Гулизар Назимовна, познакомились на железнодорожной станции Ураковская, где проездом из Пермского края на домбайскую стройку оказался А. Бублик.

– На моих глазах рос посёлок, превращаясь в современный горнолыжный и туристический курорт, – вспоминает Марина Анатольевна. – В 1970 году была сдана в эксплуатацию первая очередь канатно-кресельной дороги. Помню свой первый восторг, долго державший во власти, когда во время открытия канатки я впервые пронеслась над макушками вековых пихт и елей. И где-то внизу бушевали потоки реки Аманауз, светилось главное украшение посёлка – деревянная турбаза-терем «Солнечная долина». К восторгу примешивалось чувство гордости за эти горы, ледники, водопады, крокусы и рододендроны альпийских лугов.

Детство Марины, как и у всех домбайских детей, проходило по накатанной колее: начальная школа в посёлке, первые лыжи в «лягушатнике», потом Тебердинская 2-я средняя, походы по окрестностям Домбая. А названия окружающих памятников природы: Алибекский ледник, Чёртова мельница, Чучхурские водопады… – уже с малых лет произносились, как, допустим, названия улиц. Впрочем, в 60-70-е годы в Домбае и улиц-то не было. Вся жилая инфраструктура сосредоточилась на Пихтовом мысу с несколькими многоквартирными домами.

С выбором профессии Марина определилась не сразу. Сначала она попыталась поступить в Пятигорский фарминститут, а когда не получилось, стала студенткой Ленинградского энергетического. Но и этот выбор не стал её призванием. И только когда она перевелась в Ленинградский институт физической культуры им. Лесгафта, девушка нашла то, к чему подспудно лежала душа. После окончания вуза Марина работала тренером по горным лыжам в Подмосковье, где набиралась опыта у мастеров спорта международного класса.

Домой она вернулась в 1989 году и устроилась на работу в туркомплекс «Домбай». Начались тяжёлые постперестроечные времена, а потом наступили лихие 90-е с их беспросветностью, пустыми полками в магазинах, парадом суверенитетов. Какие уж тут курорты и турсервисы?! По опустевшему Домбаю бродили коровы – коренное население спасалось животноводством. Приезжий люд разбрёлся по городам и весям в поисках заработка. Помню, в те времена я с горечью писала, что лучший инструктор турцентра «Горные вершины» Володя Жерновой, широко известный в России, стал челночником, торгуя белорусскими обоями. Что ж, эта участь тогда не миновала многих, в том числе и Марину Бублик, которая устроилась работать в одном из московских магазинов.

– В Домбай я вернулась в 2000 году и устроилась в гостиницу «Сулахат», где проживали чеченские дети, пострадавшие после известных военных действий. Вообще, в те годы Карачаево-Черкесия здорово поддерживала детей войны. Для них были открыты здравницы в Домбае и Теберде, о них заботились и оказывали им тёплый приём. Мы, инструкторы по туризму, проявляли к ним максимум внимания, ведь многие из них остались сиротами. И, разумеется, лучшим лекарством от стресса для них были экскурсии, катание на канатке, дискотеки. Я уверена, этот опыт многое дал моим коллегам, ведь прежде всего во время походов мы общаемся с людьми, а это значит, без сопереживания, соучастия, сотрудничества не будет той атмосферы, без которой не складывается туристское братство.

– Марина, в разгаре сезон пешего туризма. Какие маршруты и походы предпочитает сегодняшний турист в Домбае? – спрашиваю у моей героини.

– У нас в разработке, как и в былые времена, три ущелья, по которым мы водим туристов в однодневные походы. Это Домбай-Ульген, Алибек, Аманауз. Есть и двухдневные – Муруджинские озёра, Азгекские озёра, Кругозор Семёнов-Баши. Группы набираются в сетях на сайте «Инструкторы Домбая». Мы все входим в Федерацию инструкторов КЧР. Это, к примеру, Елена Маскелейсон, Игорь Басов, Андрей Хмелевский, Юлия Узденова, Елена Параничева и другие.

– В последнее время мы много говорим об экологическом туризме, подразумевающем путешествия с ответственностью перед окружающей средой, а это значит, туристы по ходу маршрута должны быть корректны к тропам и местам привалов…

– Мы с коллегами уже давно взяли себе за правило: во время прохождения маршрута с туристами группа должна следить за чистотой, не оставлять за собой мусора, а также убирать то, что осталось от неряшливых предшественников. И это достигается общим настроем тургруппы, сплочённой в коллектив единомышленников…

– Как вы считаете, повлияет ли создание Тебердинского национального парка на развитие пешего туризма в республике?

– Разумеется, это кардинальный шаг к популяризации пешеходного туризма за счёт благоустройства и оборудования экологических троп. Это установление скамеек для отдыха, мостков через ручьи, информационных щитов и аншлагов, наконец, чистые туалеты. Я побывала в национальном парке «Красноярские столбы» на берегу Енисея и была восхищена экологическими тропами, где предусмотрено многое, чтобы сберечь природу и одновременно создать удобство для пешего туризма. К примеру, там установлены деревянные мостки для сохранения уникальной почвы, кормушки для белок, проводятся экологические флешмобы и т. д. Я верю в будущее нашего Тебердинского национального парка, с которым тесно связан туризм. Я – за экологию туризма в царстве нашей уникальной природы!

Кстати,

пользующиеся у туристов популярностью Муруджинские озера в Домбае славятся своей чарующей красотой. Наиболее известные среди этих озер – Голубое и Черное. Голубое озеро, между прочим, самое большое в Тебердинском национальном парке. Его диаметр – 500 метров, глубина достигает 52 метров! Черное Муруджинское чуть меньше Голубого, но глубина также около 50-ти метров!

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
биография воспоминания гид-инструктор Домбай инструктор инструктор по горнолыжному спорту люди Марина Бублик пеший туризм судьба человека Тебердинский национальный парк трудовая деятельность туризм туристические услуги туристический маршрут человек и его дело экологический туризм