Театр – это живые эмоции, которые невозможно передать дважды
«Ах, – вздыхала моя мама, видя по телевизору колоритного актёра Аслана Астежева. – Ему бы кинжал в зубы, да на коне тёмной ночью бурную реку переплывать». Очень понятная эмоциональная реакция. То, что такой фактурный человек, как Аслан Астежев, может быть актёром, совершенно не вписывалось в концепцию её мира. Но жизненный путь моего героя неоднозначен, поэтому этот путь следует отмотать к самому началу.
Хотел в медики – попал в актёры
Итак. Аслан Астежев родился в Черкесске. Учился в СОШ № 2, посещал туристический кружок, занимался борьбой дзюдо. Самостоятельно научился играть на гитаре, получив «подъездно-дворовое музыкальное образование». Что, впрочем, сегодня помогает ему играть и петь в ряде спектаклей.
В 1996 году, вернувшись из армии, вместо медучилища поступил по совету друзей на актерское отделение в музучилище (ныне колледж им. А. А. Даурова), где мастер курса Хасан Биджиев своим отношением к сценическому искусству влюбил Аслана в театр.
Аслан какое-то время работал в черкесской и русской труппах театра, но в 2001-м уехал в Краснодар, поступил в медуниверситет на отделение психиатрии и заочно – в школу-студию МХАТ к Олегу Табакову.
«Ай-нэ-нэ, маршрутчик…»
В 2008-м Аслан переехал в Москву, где встретился с выходцем из Черкесска цыганом Владимиром Голощановым (не путать с известным исполнителем). Вместе они собрали коллектив цыганской песни и начали ездить с гастролями по всей Азии – Южной Корее, Камбодже, Таиланду, Индии, Японии (японцы особенно любили цыган). Аслану же больше всего понравилось в Китае, где он бывал несколько раз, – привлекали гигаполисы, кухня, природа. Он влюбился в эту страну, поэтому по сей день мечтает с рюкзаком побродить по горам, посетить пагоды, построенные на неимоверной высоте, где соседствуют цивилизация и дикая природа, где люди с почтением относятся к тому, что даровано им свыше.
Цыгане же, по мнению Аслана, – очень интересный народ. Это довольно замкнутая каста с особыми традициями и сильной возрастной и клановой иерархией. Кстати, во время цыганской эпопеи Астежев снялся в эпизодической роли в «Кармелите», где играл брата цыганского барона Баро.
Турне с цыганским коллективом по миру, возможно, продолжалось бы дальше, если бы не…
Инсульт в 33 года
В марте 2010 года у Астежева внезапно случился инсульт, и около 5 месяцев правая сторона его тела была парализованной. Всё это время он левой рукой печатал свою кандидатскую диссертацию, которую защитил в 2011 году в Краснодаре. (Забегая вперёд, скажу, что в 2017 году Астежев защитил и докторскую диссертацию в МГМУ им. И.М. Сеченова.)
Восстановившись после инсульта, Аслан вернулся сразу в два театра – Русский и Черкесский. А в 2014 году он стал ведущим кулинарной программы на телеканале «Архыз 24», поскольку обожает готовить и экспериментировать на кухне. Любит кавказскую кухню, китайскую – сычуаньскую и уйгурскую, и что радует лично меня – латиноамериканскую.
Одновременно занимался съёмками рафтинга в Архызе. А во время съёмок передачи «Суровый выходной» управлял самолётом «Цессна 172».
Так что, как считает мой герой, инсульт – не приговор!
Проклятие сцены
В 2016 году Астежев заключил контракт с театром-музеем «Благодать» из Кисловодска. В этом театре за 2 года он сыграл 17 ролей.
И вот парадокс – получивший в Кубанском медуниверситете специальность клинического психолога, Аслан много раз честно пытался работать в других отраслях, даже преподавал актёрское мастерство детям во Дворце детского творчества им. Гагарина и в Бит-студио. Магнит театра тянул его на сцену.
Несмотря на ряд работ в кино, будь то Мефистофель в короткометражном фильме «Искушение» Рашида Хубиева или отец в фильме Родиона Унаджева «Папа, я дома», Аслан считает себя театральным актёром.
– На мне проклятие сцены, – говорит он. – Театр – это живые эмоции, которые невозможно передать дважды.
Ему интересно работать с театральными режиссёрами – например, с Валентином Бирюковым из Ставрополя. Особую благодарность он испытывает к Вячеславу Бродянскому, который подарил ему комедию – ведь до этого Аслан в основном играл резко отрицательных героев, негодяев. Причём совсем не выступал против такого амплуа, потому что накопленный негатив выплёскивался с этими ролями. Негодяи Астежеву интересны многочисленными изломами своего характера. Поэтому сыграть он хотел бы не Отелло, а Яго, о перипетиях судьбы которого много рассуждал.
Самую же большую похвалу он услышал от своей мамы Розы Таркановны в 2001 году, когда в пьесе Нажипа Асанбаева «Израненная судьба» играл сотрудника СМЕРШа. Роль очень сложная, неоднозначная. Потребовалось напряжение всех духовных сил, чтобы передать трагизм времени.
– Какая ты всё-таки сволочь, Аслан, – сказала мама после спектакля.
Проблемы отрасли
С 2018 года Астежев преподаёт в республиканском колледже им. А. А. Даурова на том же актёрском отделении, где сам когда-то учился. Учит студентов проводить психологический анализ роли, учит пониманию нот человеческой души. Работает Аслан Мугитович по системе Товстоногова, Станиславского, Мейерхольда, Михаила Чехова.
Своей педагогической задачей Астежев видит изменение безразличного отношения молодёжи к современному искусству, к театру, к литературе:
– С тех пор как перестали уделять должное внимание театру, симфонической музыке, у молодого поколения нет интереса к классической культуре. Царящая в стране попсовость – проблема всех культурных сообществ. Но хуже то, что культура в КЧР не считается выгодным капиталовложением. Поэтому молодёжь в искусство мало стремится.
Другая острая проблема заключается в отсутствии молодых кадров.
– Сужу по своему отделению, сейчас нет таких преподавателей, которые были у меня – Светлана Кронблат, Абрек-Заур Гожев, Амбий Аджиев… Но радует то, что потихоньку появляются молодые специалисты с хорошим базовым образованием, – говорит Астежев.
К счастью, директор колледжа Фатима Агирбова старается расширить учебный процесс и практику.
Так, в настоящее время заключена договорённость с театрами, что студенты будут задействованы в спектаклях, пусть хоть на уровне «кушать подано». Ведь именно этой фразой судьба метит самых преданных сцене артистов.
Аслана Астежева по-прежнему приглашают к себе театры других регионов. Но он не уезжает.
– Я хочу увидеть именно в Карачаево-Черкесии расцвет культуры! – говорит он.
Досье
Аслан Астежев – доктор медицинских наук. Член Союза театральных деятелей КЧР, соучредитель Союза кинематографистов КЧР. Имеет 11 прыжков с парашютом. Занимается альпинизмом, горным туризмом и спелеологией. Дважды покорял Эльбрус – в 1993 и 2015 гг. В 2019 году в Китае поднялся на пик Яомэй высотой 6250 метров. Женат. Имеет двух сыновей и три дочери.
{{commentsCount}}
Комментариев нет