Эхо тех далеких дней доносится до сих пор
Тридцать лет прошло с начала абхазо-грузинского конфликта
И до сих пор снится та война ребятам из Карачаево-Черкесии, которые по зову сердца ушли добровольцами, чтобы отстоять свободу братской Абхазии.
Уроженец аула Тапанта Ислам Мухабович Ионов – один из добровольцев, который пошел на ту войну защитить абхазских женщин и детей.
– Я никогда до этого не был в Абхазии. Но весть, которую я услышал по радио, засела у меня в голове, – вспоминает Ислам. – На следующее утро я узнал, что аульчане уже уехали в Абхазию. Я отправился на место сбора в Черкесск, но и там их не застал, смог догнать их только в поселке Кавказском. Там нас разделили на группы и отправили на автобусах в Нальчик, а уже оттуда в Грозный. В чеченскую столицу мы прибыли рано утром. На территории воинской части было очень много добровольцев, казармы не могли всех вместить – многие спали прямо на улице на матрасах. Там я встретил и своих земляков из Тапанты, Псыжа, Кара-Паго. Нас посадили на 13 автобусов и отправили обратно.
Из-за закрытия границы добровольцев вернули в Черкесск, далее они направились в Домбай. Ребята группами двинулись в пеший путь через горный перевал.
– Горы «проверяли» нас на каждом шагу. Мы выдержали нелегкий переход, – говорит Ислам. – Но у многих, в том числе и у меня, порвалась обувь. Я ни минуты не сомневался, что должен быть там, пусть и босиком, но я дошел до Абхазии.
Абхазы обрадовались кавказцам, пришедшим на помощь. Их покормили, обули и на автобусах с выключенными фарами отвезли в Гудауту.
– Наш командир Руслан Гелаев приказал встать в строй тем, у кого есть оружие. У меня был только нож, но все же встал в четвертый ряд. Заметив это, командир сказал: «Я приказал строиться тем, у кого есть оружие!» Я вытащил нож и спросил: «А это разве не оружие?!» Вот таким образом я и Хасан Гонов из нашего аула попали в отряд Руслана Гелаева, – говорит он.
Бойцы были вооружены плохо. Выручало трофейное оружие, которое забирали у врага. Но, несмотря на все тяготы войны, они выполняли задачи, которые ставило перед ними командование.
Война уносит жизни. В абхазо-грузинской войне погибли и наши земляки. За свободу Абхазии сложили свои головы Владимир Кишмахов, Мухамед Шхагошев, Мурат Куджев, Михаил Гончаров, Хасан Эдиев, Ислам Шидаков, Герман Джанибеков, Джамал Болатчиев.
– Сложно осознать и принять, что человека, с которым ты делил трудности и лишения, хлеб и воду, больше нет. Я часто вспоминаю каждого бойца, который не дожил до победы, – говорит Ислам Ионов.
Через 7 месяцев по состоянию здоровья Исламу пришлось вернуться в Карачаево-Черкесию на лечение. После восстановления он собирался вернуться, но к тому времени Сухум был освобожден.
Как отмечает председатель союза абхазских добровольцев в КЧР Мурат Жиров, абхазы благодарны кабардинцам, адыгам, черкесам, абазинам, русским, карачаевцам, представителям других народов за поддержку в тяжелые для Абхазии времена, они не забывают, какую цену заплатили наши земляки за помощь братьям-абхазам.
– Воины-добровольцы, которые участвовали в абхазо-грузинском конфликте, с честью выполнили свой долг. Мы четко знали, за что воевали. По зову сердца наши ребята пошли на ту войну, наше воинское братство проверено десятилетиями. Мы чтим память павших друзей, помогаем и поддерживаем друг друга. Ислам Ионов – один из тех отчаянных ребят, которые внесли свой вклад в победу, – утверждает Жиров.
Ислам Ионов был представлен к государственным наградам Республики Абхазия.
Досье
Ислам Мухабович Ионов родился в 1962 году. После окончания школы получил профессию шофера. После службы в армии вернулся в родной аул, работал в колхозе «Рассвет» шофером.
В 1992 году добровольцем ушел защищать Абхазию.
{{commentsCount}}
Комментариев нет