Последние уловки кибермошенников: как не потерять свои деньги

6 июля в 14:29
1 просмотр

ЧЕРКЕССК, 6 июля. DENRESP.RU — Злоумышленники активно используют информационную повестку и «играют» на том, что больше всего беспокоит граждан. При помощи социальной инженерии мошенники всячески пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они могут запугивать, торопить, оказывать давление или, напротив, стараются заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой.

Какие из уловок популярны в последнее время, как себя вести с телефонными мошенниками и какие рекомендации нужно соблюдать, чтобы не потерять свои деньги, нам рассказал управляющий Отделением Банка России по Карачаево-Черкесии Дмитрий Мещеряков.

– Дмитрий Владимирович, расскажите о мошеннических схемах, которые появились в последнее время?

– Одна из последних схем связана с программами лояльности кредитных учреждений. Представляясь сотрудниками банка, злоумышленники обзванивают потенциальных жертв с предложением обменять накопленный за покупки кешбэк и другие бонусные баллы на рубли. Для этого они запрашивают у человека данные карты и СМС-код якобы для подтверждения операции и оплаты комиссии за услугу. Однако, заполучив эти сведения, злоумышленники крадут деньги со счетов граждан. Если вам поступил такой телефонный звонок, прервите разговор. Самостоятельно перезвоните в кредитную организацию и выясните всю информацию, которая вас интересует, в том числе и по кешбэку.

Также в последнее время популярна схема, связанная якобы со «специальным» счетом Банка России. Сценарий строится в несколько этапов. На первом, обычно, на том конце провода «голос» представляется сотрудником бюро кредитных историй и предупреждает, что прямо сейчас мошенники пытаются оформить кредит на гражданина или на его родственника. На втором этапе подключаются сообщники, которые во время очередного звонка представляются уже сотрудником службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России. Они подтверждают, что на имя гражданина или его близких в данный момент оформляется кредит. И чтобы мошенники не заполучили эти деньги, ему необходимо как можно скорее оформить «встречный» кредит онлайн или в офисе банка, причем ровно на ту же сумму, на которую оформляют мошенники по его паспортным данным. Вся эта история дополняется легендой, что нужно действовать оперативно и никого нельзя посвящать в детали операции, так как гражданин помогает в поимке преступника из числа сотрудников банка.

И заключительный момент аферы: гражданина просят перевести деньги на «специальный» или «защищенный» счет в Центральном банке. Поверив на слово и поддавшись на эмоции, жертва переводит всю сумму на указанный мошенниками счет. Хочу подчеркнуть, что никакого «специального», «защищённого» или «депозитного» счета нет, Банк России не совершает звонков гражданам и тем более не ведет их счета.

– Каких еще действий кибермошенников стоит опасаться?

– Одна из схем – это обман в обмане. Она связана с обещанием помочь тем людям, кто раньше попадался на обман мошенников и потерял деньги. Злоумышленники создают специальные сайты, ссылки на которые направляют по электронной почте, через смс или мессенджеры. Доверчивых граждан они просят заполнить форму с личными и финансовыми данными, чтобы якобы проверить полагающуюся сумму возврата и оформить его. А затем, получив эти данные, похищают у человека деньги.

Или другая схема: злоумышленники предлагают гражданам проверить, не попали ли данные их счета или карты в руки третьих лиц. Для этого человеку присылают по электронной почте или иным способом ссылку на сайт, якобы проверяющий утечку банковских сведений. Как только жертва введет на этом сайте свои банковские данные, они оказываются у мошенников.

Также есть и такая уловка, когда во время телефонного звонка злоумышленник может представиться сотрудником банка и сообщить якобы о дефиците наличных рублей или валюты. Далее предлагает перевести деньги с карты или банковского счета на «специальный счет», с которого впоследствии человек сможет беспрепятственно снять средства. Но чтобы открыть такой счет, мошенник запрашивает у гражданина его финансовые данные и переводит чужие средства на свои счета.

– Можете дать ряд рекомендаций, как не стать жертвой злоумышленников?

– Если говорить конкретно о телефонном мошенничестве, то не принимайте на веру все, что говорят на том конце провода. Уловки мошенников всегда разные и выглядят они вполне правдоподобно. Но если речь незнакомца, который может представиться кем угодно, сразу идет о ваших деньгах – это повод насторожиться. Положите трубку и в случае сомнений самостоятельно перезвоните в банк, в котором у вас есть счета. Номер банка нужно набрать вручную, он есть на обратной стороне карты, его также можно найти на официальном сайте кредитной организации.

При покупке товаров в интернет-магазине, обязательно проверяйте адресную строку. Мошенники научились создавать фишинговые сайты. Это такие двойники официальных ресурсов, в названии которых могут быть отличия всего в паре букв. Поэтому нужно набирать адрес вручную или сразу сохранять официальные и проверенные сайты в закладках. И еще: у безопасного сайта адрес начинается с https://. И в конце адресной строки есть значок в виде закрытого замка. Если гражданин не обратит на эти важные моменты внимание и перейдет по ссылке, то попадет на поддельный сайт, и его личная информация станет достоянием злоумышленников.

В целом есть несколько общих правил, которые позволят минимизировать риск потери своих средств или персональных данных: не сообщайте незнакомым людям данные своей банковской карты – номер, срок действия, трехзначный код на обратной стороне карты, PIN-код; не вводите данные банковской карты на непроверенных сайтах; не используйте одинаковые пароли для входа в свои аккаунты на разных сайтах; не переходите по ссылкам в письмах от незнакомых пользователей; установите на все свои устройства с выходом в интернет антивирус и регулярно его обновляйте; не публикуйте в открытом доступе и в соцсетях свои персональные данные: номер мобильного телефона, адрес, данные паспорта. Вся эта информация может быть использована против вас.

– А что делать, если гражданин уже стал жертвой мошенников?

– Незамедлительно сообщите в банк о мошенничестве, заблокируйте карту. Сразу же запросите в отделении банка выписку по счету и напишите заявление о несогласии с проведенной операцией. Один экземпляр заявления с отметкой банка о приеме лучше оставить у себя и последнее — обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении.

Если вы соблюдали меры безопасности и обратились в банк не позднее следующего дня после того, как он уведомил вас о незаконной операции, то можете рассчитывать на возмещение. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О национальной платежной системе» банк обязан вернуть вам похищенные деньги, если хищение произошло не по вашей вине. Однако в том случае, если вы сами сообщили мошеннику какие-либо данные, которые были использованы для кражи денег, банк не обязан их возвращать.

Рекомендации экспертов по противодействию уловкам злоумышленников и информацию о наиболее распространенных схемах мошенников жители Карачаево-Черкесии теперь могут изучить на официальном сайте Банка России в специальном разделе «Информационная безопасность». Кроме того, много полезных материалов в целом о финансах можно узнать на просветительском портале Банка России «Fincult.info» и в официальном телеграм-канале Банка России.

Поделиться
в соцсетях