День республики № 78 от 14.07.2022

Что под силу сделать Жилнадзору

Какие задачи решает в республике это управление

18 июля в 16:35
9 просмотров

Очередная встреча с представителями надзорных органов, организованная региональным Центром общественного контроля и просвещения в сфере ЖКХ, состоялась в Управлении государственного жилищного надзора КЧР. На актуальные вопросы отвечал руководитель службы Руслан Урусов.

– Руслан Азретович, что вашей службе приходится решать в первую очередь?

– Из всего спектра вопросов, входящих в наши полномочия, это чаще вопросы оплаты потребленных жилищно-коммунальных услуг (в том числе – правомерности произведенных начислений), ненадлежащее содержание общедомового имущества, своевременное выполнение всех обязательных видов работ, предусмотренных в договоре управления многоквартирных домов (контроль подготовки к отопительному сезону, исполнение установленных норм права, регламентирующих порядок безопасного использования и содержания внутридомового газового оборудования, лифтов) и др.

– Жилнадзор многими воспринимается как последняя инстанция, поэтому обращаются к вам с самыми разными жалобами. Что не входит в компетенцию вашей службы?

– Не по адресу – обращения граждан по вопросам проверки финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, осуществляющего деятельность по управлению МКД, законности и целевого использования денежных средств, полученных от собственников жилых помещений, завышения стоимости выполненных работ, произведения расчетов за выполненные работы без составления смет и актов приемки работ, об оплате фактически не выполненных работ. Также не наше – больные и старые деревья, заставленная машинами дворовая территория и ее ремонт. Но без внимания и это не оставляем, при необходимости перенаправляем жалобу по компетенции.

– Как отработали в предыдущем году?

– В обычном режиме. К нам неоднократно поступали обращения от граждан по вопросу нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, правомерности произведенных начислений. Также были выявлены нарушения в сфере предоставления коммунальных услуг (отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, ТКО). На основании этих обращений управлением были проведены выездные внеплановые проверки как в отношении управляющих компаний (УК), так и в отношении ресурсоснабжающих организаций (РСО). И по результатам были составлены акты, выданы предписания, предостережения, а в отношении виновных лиц составлены протоколы.

– Какого рода жалобы поступают в вашу службу чаще всего?

– Основное количество обращений касается нарушений управляющими организациями требований к исполнению обязательных видов работ, предусмотренных в договоре управления МКД.

Далее – жалобы в зимний период на работу РСО, оплата потребленных жилищно-коммунальных услуг, завышенные тарифы, неправильные начисления. Все проверяем и при выявлении нарушений выдаем предписание, предостережение как РСО, так и УК, чтобы произвели перерасчет и устранили нарушение.

– Имеется ли положительная динамика в вашей работе или ежегодно количество жалоб примерно одно и то же?

– Пару лет назад, когда я вступил в должность руководителя Жилнадзора КЧР, жалоб было очень много. Сейчас их намного меньше, и это результат усилий всего коллектива.

– Ваши подконтрольные объекты – кто это?

– Надзорные мероприятия нами осуществляются в отношении 81148 жилых домов и 1269 многоквартирных домов, составляющих жилищный фонд общей площадью 9376,3 кв. м. Сюда же относятся 100 организаций, управляющих многоквартирными домами (из них 38 УК (лицензиатов) и 62 ТСЖ, ТСН). И, конечно, региональный оператор капитального ремонта и Регоператор по ТКО.

– Чем обычно «грешат» наши управляющие компании?

– Чаще всего это нарушение прав граждан при проведении общих собраний и заключении договора управления. Смотрим, как УК проводят общие собрания собственников, что рассматривают и протоколируют, как на основании протоколов подписывают договора на обслуживание. Также хочется отметить, что после проведения общего собрания собственников жилых помещений оформленные протоколы по итогам данного собрания в течение 5-дневного срока должны быть предоставлены в Управление государственного жилищного надзора. И, конечно, УК никто не освобождает от качественного предоставления услуг собственникам.

Консультант Управления государственного жилищного надзора по КЧР Алина Биджиева в рамках подготовки к отопительному сезону встречается с директором МУП «Городское жилищное хозяйство» Усть-Джегуты Муратом Суюнчевым
Консультант Управления государственного жилищного надзора по КЧР Алина Биджиева в рамках подготовки к отопительному сезону встречается с директором МУП «Городское жилищное хозяйство» Усть-Джегуты Муратом Суюнчевым

– Могут ли собственники помещений контролировать исполнение договора управления МКД?

– Конечно, могут. И не только они, но и их представители, а также эксперты и аудиторы, которых привлекли собственники жилья. Одно из важных условий – чтобы сами собственники участвовали в приемке. Зачастую после начала отопительного сезона случаются споры между жильцами и УК – была или не была промывка или опрессовка, но изменить что-либо уже невозможно. Всегда выигрышный вариант, когда собственники активные и грамотные, болеющие за свой дом. И в этом смысле наиболее приемлем такой вариант управления как ТСЖ.

– Какие основные претензии у вашего надзорного органа к работе ресурсоснабжающих организаций?

– Некачественное предоставление коммунальных услуг (нарушение температурного режима, превышение нормативов устранения аварийных ситуаций, ограничение предоставления коммунальных ресурсов и др.). Контролируем мы и реализацию 261-ФЗ об энергосбережении и энергоэффективности, проверяем наличие общедомовых и индивидуальных приборов учета, состояние сетей.

– В будущем году Жилнадзор КЧР будет отмечать свое 10-летие. Менялось ли что-то за эти годы в деятельности вашего управления и каков ее характер в настоящее время?

– Специфика та же, но после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о введении моратория на проведение проверок мы свою работу повернули в сторону предупредительного характера и профилактических мероприятий. Тем не менее и сегодня проводим плановые и внеплановые проверки, но, если нет прямой угрозы жизни и здоровью, ограничиваемся предостережением. Стараемся не оставлять без внимания ни одно обращение.

– Когда создавалось ваше управление, работать в нем начинали не более пяти человек. Хватает ли сегодняшнего штата для решения достаточно широкого круга вопросов?

– Сейчас у нас работают 15 человек, из них 8 инспекторов, хотя по нормативу на то количество домов и ту площадь, которая имеется, должно быть около 30 человек. Тем не менее стараемся имеющимися силами охватить весь фронт задач.

– Квалификация ваших кадров предполагает какие-то особые профессиональные качества?

– Чаще к нам приходят просто юристы, поскольку много работы с нормативно-правовыми актами и иной документацией. Но при этом очень не хватает специализированных кадров, когда человек не только юридически подкован, но и способен своими глазами увидеть все недочеты, какие-то строительные недоделки, а также проконтролировать ход их устранения.

– Чем занимаетесь в настоящее время и каковы ближайшие планы?

– Завершен отопительный период, идет подготовка к новому. В этом году в приемочную комиссию будет официально включен наш человек, значит, еще более активно будем участвовать в программе подготовки к отопительному сезону. В рамках подготовки к отопительному периоду проводим еженедельный мониторинг готовности многоквартирных домов с выездом специалистов как в районы, так и по Черкесску. Также управление приняло активное участие в акции по уничтожению амброзии и другой сорной растительности как на дворовых, так и на прилегающих территориях, с привлечением ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний.

– Часто ли в своей деятельности сотрудничаете с другими организациями и ведомствами?

– Управлением регулярно проводятся рабочие совещания с привлечением руководителей управляющих компаний и представителей администраций муниципальных районов, мэрии города Черкесска в целях обсуждения и разъяснения изменений в нормативно-правовых актах, регулирующих предоставление жилищно-коммунальных услуг. Сфера жилищно-коммунального хозяйства очень проблемная, но необходимая и очень важная для людей. И чтобы добиться перемен к лучшему, работать нужно с ясным пониманием всех задач и не снижая темпа.

Справка

Управление государственного жилищного надзора по КЧР было создано 6 декабря 2012 года по Указу Главы республики путем выделения из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР. В задачи управления входят региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. С целью регулярного взаимодействия власти и гражданского общества при управлении образован Общественный совет.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
Госжилнадзор жилищно-коммунальная сфера жилищный надзор жилнадзор интервью коммунальные услуги КЧР надзорная деятельность нарушение прав граждан нарушения в сфере предоставления коммунальных услуг обращения граждан подготовка к отопительному сезону проверка ресурсоснабжающая организация Руслан Урусов УК Управление государственного жилищного надзора в КЧР управление МКД Центр общественного контроля и просвещения в сфере ЖКХ