День республики № 78 от 14.07.2022

«Семья вурдалака»: боль и драма

18 июля в 10:14
3 просмотра
Сцена из спектакля «Семья вурдалака»
Сцена из спектакля «Семья вурдалака»

Ампулы, таблетки, шприцы… Новая постановка Аварского театра «Семья вурдалака», на премьере которой побывала наш корреспондент, начинается отнюдь не оптимистично. В центре внимания – наркомания и алкоголизм, смерть и разруха, царящие всюду безразличие и бездуховность. «Чума, чума пришла в мой город. Ходит по улицам, косит больных, здоровых, слабых, сильных – всех. Ходит, приглядываясь, будто ищет чего-то. Не мою ли улицу, не мой ли дом, не мой ли подъезд, не мой ли этаж, не мою ли дверь?» – задаётся вопросом бабка Вера (Майсарат Абдулмеджидова). Она поражена современным безликим обществом, не замечающим вопиющие по своей эксцентричности явления, происходящие под носом.

Наркомания – чума

Главная мысль одной из самых популярных пьес современной драматургии (автор Василий Сигарёв) проста и однозначна: наркомания – чума. В этой остросоциальной драме наркотики – язва современного общества – разрушают не только жизнь главного героя Рамазана (Ахмед Кудиев), но и жизнь его близких.

Декорации, звук, свет – каждая деталь несёт огромную смысловую нагрузку. Вместо двухкомнатной квартиры на 5-м этаже пятиэтажной «хрущевки» зритель увидит родовое гнездо Ахмедовых, которое разрушается от последствий наркомании, сравниваемой с чумой XIX века. Это задумка режиссера, народного артиста Дагестана Байсултана Джумакаева, а воплотила идею в жизнь художник Ирина Миронова.

Главным героем пьесы называют наркомана, но каждая мать, что увидит этот спектакль, скажет, что драма разворачивается именно вокруг Марьям Магомедовны (Разият Дибирова), учительницы начальных классов. Без слёз невозможно смотреть на её боль и готовность отдать последнее, что осталось в доме. Женщина не хочет верить в обречённость сына и всеми силами, в том числе прибегая к помощи будущей невестки Марины (Аминат Абдулатипова), пытается вытащить ребенка из наркотического ада.

Талантливый молодой актер Ибрагим Муртазалиев, играющий роль наркокурьера Ахмеда Султанова, настолько вжился в роль, что невольно начинаешь ненавидеть его – образ безнравственного и жестокого персонажа сыгран на высоком профессиональном уровне. Серж (Серажутдин Магомедов) и Найка (Ашура Иманалиева) дополняют образ наркоманов, чьих родителей ждёт та же участь, что и чету Ахмедовых.

Нотки безысходности и отчаяния вносит глава семейства: сейчас он парализован, но был некогда тираном, был настолько деспотичным, что даже с топором в руках гонялся за своей женой. Поведение отца Али Ахмедовича (Магомед Сурхатилов), по мнению дагестанских театральных критиков, не могло не отразиться на судьбе сына. Бесцельность и ненужность своего существования Али и сам осознаёт, но слишком поздно… Режиссёр усилил пьесу монологами героев и другими вставками, тем самым задав пьесе другое направление – зритель понимает, что отец берёт на себя вину, понимает, к чему привели ошибки в воспитании сына.

Жизненно необходимы

Аварский театр понемногу поднимается по содержанию на качественно новый профессиональный уровень. И как отметил руководитель театра, заслуженный деятель культуры РД Магомед Алиев, на смену развлекаловке приходит качественная современная драматургия.

– Пьеса «Семья вурдалака» выходит за рамки репертуара Аварского театра, это не наш формат, но такие остросоциальные постановки жизненно необходимы. Театр должен не столько развлекать, сколько учить и обучать, – подчеркнул Магомед Исмаилович. – Спектакль проходит на русском языке, его можно посетить по Пушкинской карте. В скором времени зритель увидит постановку и на аварском языке.

Когда речь идёт о социально значимых явлениях, при всём трепетном отношении к национальному языку спектакли на русском языке очень оправданы, считает доктор филологических наук, профессор Магомед Магомедов. При этом он с сожалением констатировал, что 95% школьников, обучающихся в Махачкале, не владеют родным языком.

– Спектакль достойный, нужный. Но считаю, что с проблемой наркомании сталкиваются чаще богатые, нежели среднестатистические семьи. Кто-то пытается оправдать родителей наркоманов, сделать виноватым общество. Но именно отцы и матери несут ответственность за жизнь своих детей, – выразил свою точку зрения народный артист России, председатель Союза театральных деятелей Дагестана, художественный руководитель Кумыкского театра Айгум Айгумов.

С мнением, что русскоязычный репертуар в национальных театрах оправдан, солидарен заслуженный деятель искусств России, директор Кумыкского музыкально-драматического театра Скандарбек Тулпаров.

– Миру в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и другими пороками нужно помочь всем обществом. Театр должен включаться в эту борьбу. Время идет, современным зрителям доступны лучшие спектакли мира. Дагестанским народам необходимо сохранять и развивать национальную культуру, законсервироваться в своем мире невозможно. Рад, что театр ищет другой язык, другие формы, – говорит Скандарбек Даниялович. – Театры нашей республики должны быть сильными, здоровая конкуренция – это добрая конкуренция, мы не можем и не должны отделяться от мира.

Есть шанс всё исправить

Пьеса динамичная и живая, и если по Василию Сигарёву находить решение социальной проблемы – задача других инстанций, а театр лишь оголяет возникшие проблемы, то Байсултан Джумакаев даёт надежду. У Рамазана, которого зритель видит лишь в конце действа просящим у матери денег на очередную дозу, есть шанс всё исправить.

– С молчаливого согласия общества происходят все преступления. В пьесе правда жизни, и, когда мы её показываем средствами искусства, оживают не только персонажи, включается и душа, – отмечает режиссёр. – Не имеет смысла театральная постановка, созданная для молодых людей и их родителей, в которой все пути ведут к полной безысходности. Даже в страшных произведениях есть надежда на то, что жизнь изменится, пусть и ценой смерти.

Хасайбат МЕДЖИДОВА
Сетевое издание «Дагестанская правда».

Справка

Василий Владимирович Сигарев (род. 11 января 1977, Верхняя Салда, Свердловская область, СССР) – российский драматург, сценарист и кинорежиссер. Его пьесы «Пластилин», «Черное молоко» и «Божья коровка» впервые были поставлены на Западе Королевским придворным театром в 2002, 2003 и 2004 годах соответственно. В 2002 году Сигарев был назван лауреатом премии Чарльза Винтура как самый многообещающий драматург, присуждаемой журналом Evening Standard.

Х. МЕДЖИДОВА
Поделиться
в соцсетях
Аварский театр Дагестан Кавказ - наш общий дом Пресса Кавказа Республика Дагестан Сетевое издание «Дагестанская правда» спектакль спектакль "Семья вурдалака" театр