Мифические картины Розы Хамхоевой
Непосвящённому зрителю довольно сложно дать какое-либо определение творческим изысканиям начинающей, не имеющей профессионального образования талантливой ингушской художницы Розы Хамхоевой. Ещё труднее определить стиль её креативной живописи, но именно это и делает её творчество уникальным.
Здесь мы видим некую фантастику, сюрреализм, насыщенный невероятным количеством образов, которыми она вовлекает ценителей искусства в свой удивительный мир фэнтези.
В творчестве Розы Хамхоевой ценители искусства находили отражение сильных человеческих эмоций. Любовь, печаль, радость – всё, что тревожило её, волновало душу, выливалось в сюжет картины. Но каждый, несомненно, видит в них что-то своё, и всегда разное. Тем не менее, несмотря на общность взглядов, каждому автору присущ свой ракурс обозрения мира.
Ниже собраны вопросы, которые я задал Розе Хамхоевой, и её ответы на них.
– Роза, ты с самого детства была увлечена рисованием?
– Сколько себя помню, я любила рисовать.
– А именно как и когда к тебе пришло решение стать художником?
– Творческая атмосфера в студии «мАrtазанов» повлияла на мое решение стать художником.
– Я знаю, что твоим педагогом стал художник Муса Мартазанов. Как это произошло?
– Преподаватель в университете увидел мои работы и посоветовал пойти в художественную школу, после чего я попросила друга посоветовать преподавателя. Так я познакомилась с Аминой Дарсиговой, которая в итоге отвела меня к Мусе Яхьяевичу.
– Кто повлиял на твоё творчество в наибольшей степени?
– В плане живописи меня многому научил мой педагог Муса Яхьяевич. А на творчество в целом повлиял мой друг, который поверил в меня, научил не бояться того, что я делаю, заставляя экспериментировать и изучать новые техники и направления.
– Ты помнишь свою первую картину?
– Помню первую картину маслом, это был холст с чьей-то работой, которую я перекрыла своей горой Казбек и назвала «У подножия Казбека».
– Когда ты почувствовала себя художником?
– После первой персональной выставки в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия я смогла назвать себя художником. Именно благодаря сотрудникам этого музея, которые проводят большую работу, открывая новые имена, поддерживая и вдохновляя художников на развитие своего творчества, состоялась и вторая моя персональная выставка в Центре культурного развития Магаса.
– Как ты считаешь, художник иначе видит окружающий мир?
– Помимо собственной воли начинаешь смотреть на окружающий мир иначе. Глядя на горы, начинаешь видеть цвета и представляешь, что с чем смешать, чтобы получить именно этот цвет. Или как будет выглядеть этот пейзаж или образ при разном свете и в разное время суток.
– Завершая картину, ты испытываешь удовольствие или же тебе жалко с ней расставаться?
– Чувствую облегчение, так как очередная задумка удалась, но это не относится к картинам на заказ; если изначальная идея не нравится и нужно заставить себя это сделать, то без всякого сожаления могу с ней расстаться.
– Есть ли у тебя самая любимая картина?
– Нет, определенной картины нет, даже если работа вышла неудачно, она мне все равно дорога.
– Что именно больше любишь рисовать и чем?
– Чаще всего пишу эльфов из кельтской мифологии и горные пейзажи маслом на холсте.
– Назови свой источник вдохновения?
– Источником вдохновения является абсолютно всё: люди, социальные сети, плохие и хорошие события в жизни, но особенно меня вдохновляет природа: горы, небо родной Ингушетии.
– Какая у тебя любимая часть творческого процесса?
– Снимать плёнку с холста в предвкушении новой работы.
– А с чего начинаешь новую работу?
– С наброска в скетчбуке, обычно он в корне отличается от готовой работы на холсте.
– Какие материалы используешь для создания своих работ?
– Использую всё, что у меня есть: масло, гуашь, акрил, акварель, карандаши, уголь, тушь. Но предпочтение отдаю маслу.
– Как ты выработала свой стиль, как бы его охарактеризовала? В чём его особенности и как ты его развиваешь?
– Как такового стиля у меня пока ещё нет, я в поисках, но мои персонажи-эльфы скорее напоминают сюрреализм, а пейзаж и натюрморт – реализм. Особенность, возможно, заключается в мрачных тонах работ. Развиваю и ищу себя, изучая творчество других художников. Например, те же картины Сальвадора Дали оказывают свое влияние на моё мировоззрение.
– Думала ли ты писать каких-то других персонажей?
– Пока ещё нет, скорее, мои персонажи будут развиваться и эволюционировать вместе со мной.
– Какие темы волнуют тебя?
– Боль, страдания и несправедливость мира, стоящие на одной ступени с уютом, спокойствием и умиротворением.
– Как рождаются идеи для твоих работ?
– Идеи рождаются спонтанно, могу увидеть что-то интересное во сне или сидя и глядя в одну точку. Нет такого, чтобы приходилось напрягаться, пытаясь придумать что-то стоящее, иначе никакого удовольствия от работы не получить. Возможно, поэтому у меня мало работ со своими персонажами.
– Какое место занимает творчество в твоей жизни? Как много времени ему посвящаешь?
– Творчество является основой моей жизни, первое место занимает живопись, а все остальное – фотография, дизайн и многое другое – идет после. Всё свободное время посвящаю творчеству.
– Чем ещё, кроме живописи, ты увлекаешься?
– Такого серьезного увлечения, как изобразительное искусство, нет, но занимаюсь росписью одежды, фотографией и многим другим просто как любитель.
– Родные и близкие поддерживают тебя в творчестве?
– Да, самую большую поддержку оказывает мой отец Хамхоев Муса Яхьяевич. Именно он поддержал идею пойти в художественную школу и развивать моё стремление заниматься творчеством.
– Можешь перечислить любимых художников?
– Михаил Александрович Врубель, Винсент Ван Гог, Сальвадор Дали. А из современных – не знаю, как зовут этого художника, но его псевдонимы zestyarts и Mystical Buttons.
– Как ты думаешь, чему люди, даже далёкие от искусства, могут научиться у художников?
– Видеть красоту в мелочах.
– Какие напутствия или советы ты можешь дать начинающим художникам?
– Не останавливаться, всегда заканчивать работу, даже если кажется, что из этого ничего не выйдет.
* * *
Вот таким получилось моё интервью с молодой талантливой художницей Розой Хамхоевой. Хочу пожелать ей творческих успехов, душевного равновесия и светлого мировоззрения.
Алихан ИЗМАЙЛОВ,
заведующий передвижными выставками Государственного музея
изобразительных искусств Республики Ингушетия.
Досье
Роза Хамхоева родилась 26 августа 1997 года в станице Орджоникидзевской (ныне город Сунжа Республики Ингушетия) в обычной ингушской семье. В 2015 году поступила в Ингушский госуниверситет на технолого-педагогический факультет. В 2020 году окончила бакалавриат. На данный момент обучается на последнем курсе в магистратуре. Участвовала в выставках: 2019 год – V юбилейная выставка «Дорогой искусства» в студии «мАrtазанов», г. Карабулак; 2020 год – выставка, посвящённая Дню художника в ИнгГУ, г. Магас; 2021 год – конкурс рисунков на стене «Мой край! Мой взгляд!» в рамках открытия летнего туристического сезона в курортной зоне Армхи Республики Ингушетия; выставка «Молодые художники» в ИнГУ, г. Магас; 2022 год – персональная выставка «Здесь оживают сказочные сны» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак; персональная выставка в Центре культурного развития, г. Магас.
{{commentsCount}}
Комментариев нет