День республики № 87 от 04.08.2022

Десантник знает цену жизни

2 августа в России отметили День Воздушно-десантных войск

5 августа в 09:34
5 просмотров
Руслан Сакиев (справа) со своим боевым товарищем из Осетии Калоевым, внуком Героя Советского Союза Александра Калоева
Руслан Сакиев (справа) со своим боевым товарищем из Осетии Калоевым, внуком Героя Советского Союза Александра Калоева

Руслан Сакиев из аула Зеюко всегда мечтал о службе в десантных войсках. Завороженно читал книги о десантниках и еще в школе запомнил слова: «Истинную цену жизни знает только десантник. Ибо он чаще других смотрит в глаза смерти, но даже смерть не является для него оправданием невыполнения приказа. Сбит с ног – сражайся на коленях, идти не можешь – лежа наступай!» Руслан еще до армии совершил три прыжка с парашютом, научился водить машину, серьезно занимался боксом и борьбой.

Призыв

И вот – долгожданный призыв в армию. Отбором личного состава для службы в разведывательно-диверсионных подразделениях занимались обычно специалисты: психологи, врачи, инструкторы. Чаще всего они учитывали личное желание молодого солдата служить в десантных войсках, а если такого желания не было, то предпочитали найти кого-нибудь другого. Ведь десантники могут успешно решать поставленные задачи только в том случае, если способны самостоятельно принимать решения в любой ситуации. Нужен человек, умеющий думать своей головой, что для многих и трудно, и непривычно.

Медиками давно установлено, что идеальный боец имеет интеллект выше нормы на 10-15 баллов, склонен к риску, но не к авантюризму, в неудачах винит себя, а не «обстоятельства», ценит мужскую дружбу, самостоятелен в своих оценках и решениях. Ведь бойцы ВДВ действуют в отрыве от своих войск, на вражеской территории, причем не пару часов, а в течение нескольких дней или даже нескольких недель. При этом они лишены права на ошибку. За ошибки десантники платят своими жизнями, не считая невыполненной боевой задачи. Следовательно, десантники действительно должны превосходить средний уровень по всем показателям.

Руслан подошел по всем статьям. После трехмесячных учебных курсов он был распределен в Азербайджан, в Кировобад. Жара, раскаленный воздух пустыни и – учебные тренировки, которые занимали почти все время. Курс выживания начинался с традиционной проверки физической выносливости и незаметно превращался в 12 километров кросса по пересеченной местности, форсирование зараженной местности с противогазом, преодоление минных полей, сверхсложную полосу препятствий после марш-броска и штурм высотных зданий. Все задания были строго регламентированы по времени – не уложившиеся в хронометраж бойцы сходили с дистанции.

Но пробежать обязаны все без исключения, ведь они десантники, элита, нельзя подводить товарищей. В ВДВ делали и делают абсолютно все упражнения, какие только возможно: турник, подтягивания, выход силой, поднос ног и подъем с переворотом. А еще брусья, прыжки и различные акробатические упражнения. Занятия на тренажерах и всяческих снарядах, очень много упражнений с гирями и тяжестями. Их то поднимают, то бросают друг другу, гирями жонглируют. Десантников готовят к выполнению любых задач, в любое время и в любом месте. Они должны быть готовы к любым условиям и трудностям. Руслан с товарищами бегал 18 километров каждое утро под руководством своего командира полка осетина Ломовцева и в полку считался одним из лучших.

Нелегок ратный труд

С полной боевой выкладкой марш-бросок на стрельбище или на полигон и там с ходу – боевая стрельба. А батальонное тактическое учение с десантированием и боевой стрельбой – это трое суток напряжения, когда нельзя расслабиться ни на минуту. В ВДВ все было максимально приближено к боевой обстановке: прыжок с парашютом с самолета, сбор на площадке приземления – как в бою, особенно ночью, поиск своей боевой машины десанта и приведение ее в боевое положение – все как на войне.

Бег и марш-броски вырабатывают у человека отличную выносливость. Ведь выполнение практически любой боевой задачи требует от разведчиков совершения марш-броска протяженностью до 30-50 км. Если же объект удалось уничтожить, то уходить от преследования требуется только бегом, не менее чем 10-15 км в максимальном темпе, не прекращая при этом «работать головой», чтобы «переиграть» противника.

Руслан Джумаладинович рассказал, что в начале 70-х годов было произведено техническое переоснащение наших ВДВ. В десантные дивизии поступили новые модели парашютов, которые имели особую красную стропу, приоткрывавшую клапан в куполе, что позволяло приземляться на любую поверхность. Также десантники получили усовершенствованный автомат с откидывающимся прикладом – АКС-74 и БМД-1, боевую машину десанта первого поколения. Она была сконструирована по инициативе командующего Воздушно-десантными войсками В. Ф. Маргелова на Волгоградском военном заводе. Руслан Сакиев был одним из первых, кто опробовал ее.

Нужно победить страх

Воин-десантник – прежде всего хороший одиночный боец, умело и бесшумно действующий на местности, умеющий владеть различным оружием – своим и противника, водить мотоциклы, автомобили и транспортеры, использовать подрывные средства и средства связи, владеющий приемами военной хитрости и маскировки…

Но главное его умение – это прыжки с парашютом. И главным препятствием тут является страх. В общем, ничего особенного в страхе нет. Это защитная функция организма, сигнал об опасности. Солдат, не испытывающий страха, в десантники не годен. Страх, если боец умеет им владеть, – настоящая драгоценность. Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А надо научиться управлять страхом. И потому сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым упражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не властен. Он лишь предупреждает бойца об опасности и помогает ему быстрее принимать решение. «Не буду врать, что не было страшно, – говорит Сакиев, – страшно прыгать с 600 метров, страшно прыгать в лес, страшно прыгать и на воду».

Завершая службу, он имел на счету уже 42 прыжка, мог, что называется, с завязанными глазами уложить парашют, проверить правильность швартовки любого образца боевой техники или платформы с грузами. На занятиях десантник с самого начала приучается к четкости, аккуратности, точному и безукоризненному выполнению требований руководства по воздушно-десантной подготовке. Ведь многолетняя практика показывает, что опасные ситуации при совершении прыжков с парашютом происходят только из-за нарушения должностных инструкций, когда допускается небрежность в укладке парашюта и нарушаются правила прыжка.

Нет задач невыполнимых

Воздушно-десантные войска СССР и России верны этому девизу все годы своей истории. ВДВ, предназначенные для воздушного охвата противника и боевых действий во вражеском тылу, всегда предъявляли особые требования к боевой подготовке личного состава. Парашютные прыжки с полной боевой выкладкой, днем и ночью, в самых сложных метеорологических условиях, рукопашный бой и огневая подготовка, разведка и связь, маскировка и выживание в экстремальных условиях, экстремальная медицина и минно-подрывное дело, форсирование водных преград, бой в городе и «зеленке», в лесу – это действительно элита.

Сам младший лейтенант Руслан Сакиев считает, что умением соблюдать порядок и дисциплину, четко планировать свои действия и ценить дружбу он обязан ВДВ.

Справка

Днём рождения ВДВ считается 2 августа 1930 года. В этот день на учениях Московского военного округа под Воронежем впервые было десантировано на парашютах десантное подразделение в количестве 12 человек для выполнения тактической задачи.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
2022 ВДВ военная служба воспоминания Дата День Воздушно-десантных войск люди Руслан Сакиев служба в армии