День республики № 89 от 09.08.2022

На посту на переезде

В минувшее воскресенье железнодорожники страны отметили свой профессиональный праздник

10 августа в 10:46
3 просмотра
Дежурная по переезду Ольга Аксенова - на работе
Дежурная по переезду Ольга Аксенова – на работе
Источник — Фото автора

Эта профессия на сегодняшний день дает стабильный заработок и всегда востребована. Так считает дежурная по железнодорожному переезду (50 километр Пикет № 3) Ольга Аксенова из Черкесска.

По традиции в День железнодорожника после рабочей смены Ольга Ивановна присоединилась к своему дружному и сплоченному коллективу, собравшемуся за праздничным столом в Доме железнодорожника. Некоторые из сотрудников покинули праздничный стол уже через час, потому что надо было заступать на смену, но так или иначе их профессиональные именины не остались незамеченными – родные и близкие, а также друзья приготовили для виновников торжества приятные сюрпризы…

Ставропольчанка по происхождению, Ольга Аксенова сразу после окончания кооперативного техникума вышла замуж и переехала вместе с супругом в его родную Карачаево-Черкесию. Молодоженам повезло – в Черкесске им выделили квартиру в Доме железнодорожника при условии, что работать они будут в железнодорожной отрасли. Они с радостью согласились.

– Это лучше, чем мыкаться по съемным квартирам, параллельно подыскивая себе работу, – признается Ольга Ивановна. – А тут тебе сразу и жилье, и приличный заработок. Поэтому не стали долго раздумывать и согласились. Мы ни дня не пожалели о том, что сделали такой выбор. Лично для меня люди, с кем я работала все эти годы, республика, наши железные дороги стали роднее родных.

Так Ольга Ивановна навсегда связала свою жизнь с профессией железнодорожника. И хотя на первый взгляд может показаться, что ничего сложного в работе нет, однако ее обязанности сопряжены с высокой ответственностью, а это накладывает определенный отпечаток.

– У некоторых людей складывается такое мнение о нас, мол, что это за работа, вышел пару раз за день с флажком, помахал, встретил поезд, вот и вся смена. Но мало кто знает, что основная задача дежурного по переезду – предотвратить катастрофу. Если машина застревает на путях, я и мои коллеги обязаны вовремя передать сигнал машинисту приближающегося поезда. Помимо этого, необходимо следить за исправностью шлагбаума, светофорной и звуковой сигнализации, прожекторных установок, электроосвещения, радиотелефонной связи, защитных барьеров. Также необходимо систематически проверять железные пути, – объясняет моя героиня, которую я застала в момент обхода железнодорожных путей.

Что касается водителей автотранспорта, наверняка многим знакомо то досадное чувство, когда прямо перед ним опускается шлагбаум железнодорожного переезда. Кто-то воспринимает это как должное, а кто-то чертыхается. И только один человек в этот момент спокоен – это дежурный по переезду, потому что уверен: препятствий для прохождения поезда нет и водители в безопасности. А всем недовольным, позволяющим себе выкрикивать нелестные слова в адрес железнодорожного блюстителя порядка из окон своих авто, Ольга Ивановна спокойно отвечает: «Нет ничего дороже человеческой жизни, и я вам ее берегу!»

Рассказывая о своей профессии, Ольга Аксенова отмечает, что в этой сфере многое изменилось. Практически все функции автоматизированы. Например, переезды закрываются и открываются автоматически, работу механизмов запускает поезд, когда проезжает по так называемому контактному рельсу, за два километра до переезда.

– Но даже надежная автоматика иногда отказывает. Если шлагбаум или заградительные плиты не поднялись, дежурный может запустить их принудительно через щиток управления, что мне приходилось делать, к счастью, крайне редко, – говорит Ольга Аксенова. – Нештатная ситуация случается, когда на переезде застревает автомобиль: внезапно закончился бензин или заглох мотор. Поэтому, пользуясь случаем, хочу обратиться к автовладельцам и напомнить, что на дорогах надо быть предельно внимательными и осторожными. Нельзя забывать и о том, что ваш «железный конь» – это всего лишь комплекс механизмов, способных иногда ломаться.

В свободное от работы время Ольга занимается творчеством – собирает бутылки интересной формы и оформляет их с помощью техники декупажа (наклеивание кусочков бумаги, ажурных салфеток или лент). Мастерица также делает искусственные цветы из атласной ленты, разные украшения для волос. А еще очень любит повозиться в саду, обожает цветы…

Справка

В первой половине XIX века в качестве заграждений на железных дорогах использовались шлагбаумы, которые вручную поднимали и опускали дорожные смотрители. К началу XX века, когда на дорогах появилось много автомобилей, переезды стали оборудовать сложными защитными барьерами. Тогда и появилась профессия дежурного по переезду.

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях
День железнодорожника железная дорога железнодорожный переезд железнодорожный транспорт люди Ольга Аксенова трудовая деятельность человек и его дело Черкесск