Определены контуры новой национальной системы высшего образования

11 августа в 12:04
21 просмотр

В российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее 5 лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом заявил во вторник президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной приемной кампании 2022 года.

“Наша генеральная линия – специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас”, – сказал ректор.

Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.

Какой, по вашему мнению, должна быть новая система высшего образования в России? В каких случаях, на ваш взгляд, имеет смысл сохранить бакалавриат? Какие выводы можно сделать из истории внедрения в России Болонской системы?

Азамат Тлисов, директор Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС, член Общественной палаты РФ (комиссия по развитию науки и образования); кандидат экономических наук, доцент. Область профессиональных интересов: пространственное развитие регионов, поддержка малого бизнеса.

Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей.

С образованием очень правильно руководствуются именно этим принципом. Система образования – постоянно развивающаяся и совершенствующаяся среда, формирующая и поддерживающая фундаментальные основы государства, включенная в решение важнейших задач общества. Вопросы глобального лидерства, обороноспособности страны, кадрового и научного-технологического обеспечения развития экономики и т. д. Динамично меняющийся мир, международная конкуренция за человеческий капитал как основной ресурс в постиндустриальном мире требуют постоянного совершенствования системы образования и тонкой настройки ее на решение задач, которые ставит время. Иными словами, поиск ответов на цивилизационные вызовы эпохи.

В свое время, следуя идее открытости образования, расширения границ и повышения академической мобильности как ученых и преподавателей, так и студентов (обучающихся), наша страна приняла решение о вхождения в болонскую систему, что должно было открывать определенные дополнительные возможности для отечественного образования. Вместе с тем мы должны констатировать, что заимствованная модель имеет определенные ограничения в нашей отечественной интерпретации, а в условиях, когда европейские страны фактически в одностороннем порядке отказались от своих обязательств в рамках болонской системы в отношении нашей страны, эта модель делается еще менее интересной с точки зрения прямого следования.

Еще одна из важных тенденций, которую необходимо учитывать, это концепция обучения на протяжении всей жизни. Отечественная система образования решает эту задачу через развитие модели дополнительно-профессионального образования и запуск различных федеральных проектов с государственной поддержкой, в частности сейчас в рамках нацпроекта «Демография» реализуется проект «Содействие занятости», в рамках которого можно повысить свою квалификацию или пройти переподготовку, получив необходимые компетенции для трудоустройства, сохранения должности или повышения внутри организации.

И в этом плане мы точно понимаем, что специалитет как форма обучения создает все необходимые условия подготовки кадров должного уровня и квалификации для решения стоящих перед нашей страной задач. Проблемы с признанием изученных дисциплин и переходами между различными программами и вузами будут решаться не сложнее, чем прежде. Важно совершенствовать систему оценки качества образования и итоговой аттестации выпускников, что позволит работодателям более четко понимать уровень их подготовки при приеме на работу.

Ханафий Хасанов, член Общественной палаты Карачаево-Черкесской Республики, член общественного совета МВД по Карачаево-Черкесской Республике, директор фонда содействия сохранения национальной самобытности “Къарча”.

Все новое — это хорошо позабытое старое. Сейчас больше ругают современное образование и вспоминают достижения советских времен в образовании. Тем не менее на дворе 2022 год, и жить прошлым не нужно, нужно идти вперед и развиваться. Считаю, что в первую очередь образование должно быть доступным, а какой системы оно будет – вопрос уже второй. Да, очень важный вопрос, но я, как человек, отучившийся на бакалавриате и потом в магистратуре (причем мы первое поколение), скажу: если человек хочет учиться, то вне зависимости от системы он это сделает. Все еще спорят о том, действительно ли система образования в СССР считается лучшей, многие соглашаются, а я, как некоторые, сразу вспоминаю воздействие идеологических принципов страны. На сегодняшний же день в этом плане легче в российском образовании. Я думаю, где нужно оставить бакалавриат (на каких специальностях), должны выбирать не чиновники в лице министерства образования, а сами вузы, они знают наиболее предпочтительные форматы обучения для своих направлений.

Поделиться
в соцсетях
Азамат Тлисов Болонская система образования Виктор Садовничий вуз высшее образование демография Министерство науки и высшего образования РФ Минобрнауки РФ мнение национальная система высшего образования нацпроект образование Общественная палата КЧР приемная компания ректор МГУ российская система образования Северо-Кавказский институт РАНХиГС СКИ РАНХИГС Содействие занятости федеральный проект фонд «Къарча» Ханафий Хасанов экспертное мнение