А наградою – тихое «спасибо»
Тридцать лет назад в стране впервые появились специалисты по работе с осужденными колоний и СИЗО
Опыта подобной работы в России тогда еще не было, но было огромное желание помочь людям, которые преступили закон, сознательно встать на путь исправления. Сегодня психологи Уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) проводят большую и очень нужную работу с осужденными без изоляции от общества, используя уже накопленные десятилетиями знания. Больше 10 лет в составе ОФСИН России по КЧР работает и капитан внутренней службы Марьям Биджиева, с которой мы поговорили о специфике работы психолога пенитенциарной системы.
– Марьям Нурмагомедовна, чем в основном занимаются специалисты группы психологического обеспечения УИИ ОФСИН России по КЧР?
– В нашей группе трое специалистов, за каждым закреплены определённые филиалы, куда мы регулярно выезжаем для оказания психологической помощи осуждённым, обследования или участия в психокоррекционных мероприятиях. Любой осуждённый, состоящий на учёте в инспекции, может обратиться к психологу с проблемой личного характера. Помимо этого, есть еще много иных обязанностей, в том числе работа с сотрудниками УИИ.
– Вы часто работаете с женщинами, состоящими на учете в УИИ, наказание которым отсрочено из-за наличия несовершеннолетних детей. Что толкает на преступление таких горе-матерей?
– Совершенные ими преступления осужденные женщины объясняют и оправдывают, в основном, недостатком материальных средств и необходимостью заботы о ребёнке, часто игнорируя отсутствие мотивации к труду и наличие какой-либо зависимости (алкогольной или наркотической). Зачастую эти женщины действительно находятся в трудной жизненной ситуации, но их это, конечно, не оправдывает.
– В чем суть предоставления им отсрочки отбывания наказания?
– Отсрочка дается, чтобы привить осужденной таким образом женщине навыки по заботе и воспитанию ребенка. Поэтому, если она по-прежнему уклоняется от воспитания ребенка или ухода за ним, это служит основанием для отмены отсрочки и возвращения осужденной женщины в места лишения свободы. Для принятия такого решения необходимы как материальные, так и формальные основания. При достижении ребенком 14-летнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет ее более мягким видом наказания.
– Наверное, очень трудно переубедить уже взрослого человека с устоявшимися взглядами на жизнь, особенно в вопросах воспитания собственного ребенка. На чем здесь строится психологический контакт?
– С такими женщинами мы проводим как индивидуальную, так и групповую коррекционную работу, которая направлена на стабилизацию психоэмоционального состояния, гармонизацию детско-родительских отношений, формирование осознанного отношения матери к ребёнку. При построении беседы с женщиной, осуждённой с отсрочкой наказания, нужно обязательно акцентировать внимание на том, что психолог, в первую очередь, будет помогать ей в решении вопросов, связанных с семейными отношениями, а не осуждать или осуществлять контроль. В данном случае функция психолога – консультативная, коррекционная, а не порицающая. Эта позиция должна сохраняться и при консультировании, и в коррекционной работе, и при общении с ребёнком осуждённой.
– Особый контингент во всей пенитенциарной системе – несовершеннолетние осужденные. Как достучаться до детского сердца?
– Это и самая опекаемая категория, ведь подростковый возраст наиболее переломный, сложный, и, как правило, в места лишения свободы и на учет УИИ попадают педагогически запущенные подростки с отсутствием воспитания со стороны родителей. На первых этапах работы обычно встречаешься с настороженностью, агрессивностью, но с другой стороны, это самая податливая и самая благодарная аудитория. Если изначально правильно построить диалог, они легко идут на контакт, видя, что взрослый человек действительно ими заинтересован и готов искренне протянуть руку помощи.
– Дети с такой судьбой не часто доверяют посторонним. Как они определяют, кому действительно можно открыться?
– Они чувствуют это интуитивно. И когда этот сжатый, сухой бутончик начинает наполняться жизнью и потихоньку распускаться, когда в его глазах постепенно разгорается огонек сначала любопытства, потом – интереса к тому, что ему говорят, это очень важный момент. И если не потерять возникшее доверие, у ребенка со временем появляются новые мысли и планы, он видит совсем иные перспективы, о которых даже не задумывался до сих пор. Но это очень долгая, напряженная и кропотливая работа.
– В начале нашей беседы вы упомянули о том, что работаете и с сотрудниками УИИ? Что здесь входит в ваши обязанности?
– В этом случае мы занимаемся профилактикой и коррекцией деструктивного поведения, эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников. При этом главная задача пенитенциарного психолога – исследовать внутренний мир человека, постараться понять его и помочь снизить степень негативных эмоций и поведения, которые могут помешать выполнению служебных обязанностей.
– Какими обязательными качествами должен обладать психолог, чтобы его работа приносила конкретные плоды, а не была проделана впустую?
– В первую очередь, это уверенность в собственных силах и компетенции, подходящих для выполнения такого рода деятельности. Дальше – самообладание, сила убеждения, способность к разумному сопереживанию, искреннее желание помочь человеку круто изменить свою жизнь, а самое главное – вера в то, что это возможно.
– За десять лет вы хоть однажды подвергали сомнению правильность выбора своей профессии?
– Можете не поверить, но ни разу не подумалось, что могло быть иначе. Ведь даже такая непростая работа как наша может приносить в итоге удовлетворение и радость. Когда чье-то тихое «спасибо» становится высшей оценкой твоего многодневного и порой очень сложного общения с человеком, значит, в этой профессии ты состоялся.
– В год столетия Карачаево-Черкесии что вы хотели бы пожелать всем ее жителям?
– В честь столь значимого юбилея нашей маленькой родины хочу пожелать всем крепкого здоровья и неиссякаемой энергии, успехов и удачи во всех начинаниях, счастья и благополучия, мира и добра. И пусть всеми нашими делами правят лишь добрые помыслы.
{{commentsCount}}
Комментариев нет