И дольше века длится жизнь Григория Овсиенко
В августе нынешнего года нашему земляку, почетному жителю Черкесска исполнилось целых 107 лет
Наш герой старше Карачаево-Черкесии на целых 7 лет. И кто, как не он, по праву старшинства и с высоты прожитых лет может оценить все перемены, которые происходили в регионе на его глазах за долгие годы.
Высказываний о жизни и ее смысле великое множество, все они разные и от самых разных людей. Но из всех этих мудрых и не очень мыслей следует одно – жизнь, длинная ли, короткая, она всегда – дар, который не только нужно уметь принять с благодарностью, но и понять, с какой целью тебе дан этот подарок. А главное – правильно ею распорядиться, чтобы не было потом мучительно больно и стыдно…, как мы любим повторять, давно не вдумываясь в смысл этого глубокого изречения.
Наше знакомство с Григорием Павловичем проходит вслепую – беседуем мы с ним по телефону. Григорию Павловичу нездоровится, в гости напрашиваться неловко, поэтому компромиссом стал этот наиболее популярный сегодня формат общения. «Значит, мы в тренде», – констатирую я, и на том конце провода слышу понимающее восклицание. Отмечаю острый и ясный ум собеседника, которому могут завидовать и мои сверстники.
«Восточная окраина Ставрополья, возле самого Маныча, дальше – только волки тогда жили» – это он о своей малой родине, селе Киевке. И тут же я слушаю короткий исторический рассказ о днях далеких, временах смутных. Кстати, в довоенные годы в свои двадцать с небольшим Григорий служил в ЧОН – частях особого назначения, «коммунистических дружинах», созданных в 1919 году для борьбы с контрреволюцией. Служил не за страх, а за совесть, участвуя в ликвидации бандитских формирований, которых в ставропольских степях тогда было пруд пруди.
– Это самая ударная сила тогда была. Вот как сейчас Газманов поет: «Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом…». Так оно и было, в общем, – на брички нас посадят, кнутом «зажигание» включат, и понеслись мы на поиски бандитов. Одна из банд – целых 70 сабель, полноценный полуэскадрон был, – делится воспоминаниями мой очень интересный собеседник, дополняя их замечанием о том, что события истории цикличны – сейчас ведь тоже есть особые спецотряды, которым приходится бороться с бандитизмом и «даже похуже».
Встреча на Эльбе
К началу Великой Отечественной войны Григорию Овсиенко было всего 26. На вопрос, куда же завели его фронтовые дороги и где его застал конец войны, Григорий Павлович спокойно и без патетики, но с юмором отвечает:
– Помаршировать пришлось немало, на своем одиннадцатом номере (то бишь пешком) далеко отшагал. Последние мои выстрелы были на Эльбе. А сколько это в экваторах – пусть меряет кто хочет, – и уже серьезно добавляет: «Так что я не считаю себя в долгу перед Родиной».
Как очевидец всех ужасов войны, он рано вывел важное для себя заключение: любым подвигом движет понимание, что иначе – просто нельзя, когда никто, если не ты.
Мой следующий вопрос: «Ну и как прошла встреча на Эльбе с союзниками?» снова встречен с полным пониманием:
– Видел разных, американцев тоже встречал, даже вместе неплохо отметили Победу. О-оо, эти парни еще те ковбои были, охочие до спирта! – посмеивается ветеран, с легкостью вспоминая события давно минувших дней, когда слово «враг» и слово «свой» были категорически черными или белыми, без полутонов. Говоря о политических «глыбах» тех лет: Сталине, Черчилле, де Голле, Брозе Тито – он замечает, что такие люди родятся один раз в сто лет. Что, согласитесь, в устах долгожителя звучит совершенно по-особому.
Дела семейные
– Супруга моя, Ольга, была кубанская казачка, а я – простой ставропольский мужик, – это уже о семейной жизни. И тут вновь приходит пора очередному рассказу, теперь уже – о жестоких казачьих репрессиях в Апанасенковском районе времен Гражданской и позже. Вслушиваясь в неспешное, логически выстроенное повествование, вновь отмечаю живость ума этого удивительного человека.
С любимой они поженились и уехали в Карачаево-Черкесию, сменив по совету медиков родной степной сухой климат на умеренно-теплый и влажный. Тогда это еще была автономная область в составе Ставропольского края, так что глобального ощущения переезда не было, просто небольшое перемещение.
Впоследствии оба супруга ни разу об этом не пожалели. Здесь родились два их сына, которые в свою очередь произвели на свет четверых внуков, а уже те – семерых правнуков. Сейчас всех разбросало, живут по разным городам – кто-то в Петербурге, а кто-то в Саратове, но навещают Григория Павловича регулярно.
Будни трудовые
На мой очередной вопрос о трудовой послевоенной деятельности мой собеседник внезапно выдает популярную шутку: «Самый глупый человек – бухгалтер, всю жизнь чужие деньги считает». А затем смеется: «Так вот я – финансист. Всю жизнь просидел в одном кабинете, считал деньги». О том, что к своей работе он при этом относился со всей ответственностью и скрупулезностью, я узнаю от других людей – самовосхваление Григорию Павловичу, судя по всему, не свойственно. Но по косвенным замечаниям все же понимаю, что работу свою он любил.
Кстати, с супругой они коллеги были, экономисты. Ольга Ивановна долгое время возглавляла Централизованную бухгалтерию Черкесска. Так что были у них общие темы для разговора.
Веселый городок
Конечно же, за десятки лет его долгой жизни Карачаево-Черкесия менялась, росла и хорошела на глазах, и не замечать этих перемен Овсиенко не мог. Даже после своего столетнего юбилея он еще выходил из дома, гулял по улицам давно ставшего ему родным города, вспоминая, где что было раньше.
– По улице Кавказской на переходе к рынку много лет назад справа всегда играли музыканты, песни пели. Еще внизу на Зеленом острове живая музыка была, потом в центральном парке. Женщины с весами сидели, взвеситься предлагали… Городок хоть и небольшой, но всегда веселый был, – резюмирует краткий экскурс в уже недалекое прошлое Григорий Павлович.
Туся
Сейчас, когда возраст уже прочно дает о себе знать, прогулки, увы, закончились. Да и вставать с постели все трудней, так и живет, коротая дни с кошкой Тусей (по имени героини популярного советского фильма). Когда внучка еще была студенткой Саратовского мединститута, ей на день рождения подарили котенка. Чтобы мяукающий подарок не пропал в студенческой общаге, внучка привезла его к дедушке. Так и прижился малыш, со временем превратившись из маленького мохнатого комочка в грациозную кошечку.
Сейчас Туся уже не молода – 16 годков для кошки возраст глубоко почтенный, но требует к себе внимания все так же громко и настойчиво. Даже в трубку я слышу сварливые кошачьи рулады, отчетливо намекающие на приближение принятия пищи.
Нам не хватает хороших новостей
Григорий Павлович в курсе всех последних новостей, хоть и не особо жалует в последнее время этот невеселый жанр подачи информации.
– Телевизор не смотрю, слушаю только радио. Везде сплошные трагедии – кто-то с кем-то столкнулся, кого-то убили, что-то разрушили. У нас в Карачаево-Черкесии пока еще по-другому – то построили, это открыли. Словно другой мир, слушаешь и слушать приятно. Всей бы стране таких добрых хороших новостей, как у нас, – откровенно заявляет он. – А еще у нас всегда чтят память ветеранов войны, учат этому подрастающие поколения, это тоже очень приятно. Этим я и живу!
Квинтэссенция бытия
Сто семь лет – это более 39 тысяч дней, почти 1300 месяцев или миллион часов! И всего одна человеческая жизнь!
Секрет долголетия потому и секрет, что у каждого он по своей особой рецептуре создан. У Григория Павловича, я думаю, это глубокая тяга к жизни.
– За жизнью в любом возрасте нужно не просто наблюдать, нужно быть вовлеченным во все события, если не физически, то духовно. Я вот жил, ощущал, мимо меня жизнь никогда не проходила, – с удовлетворением отмечает он, завершая нашу беседу. И я чувствую, что, наверное, именно в этой простой, но выношенной в течение столетия мысли и заключена квинтэссенция бытия…
Досье
Григорий Павлович Овсиенко родился 6 августа 1915 года в селе Киевка Ставропольского края. На войну попал в возрасте 26 лет. Воевал в составе 109 и 99 стрелкового полка. Победу встретил в звании старшего сержанта на Эльбе. Награжден орденом Отечественной войны II степени. После войны переехал в Карачаево-Черкесию, где работал на водораспределительной станции Черкесска и главным бухгалтером городского предприятия «Трестстроймонтаж». Заслуженный ветеран коммунального хозяйства.
Последние новости
{{commentsCount}}
Комментариев нет