День республики № 106 от 17.09.2022

Изменить мир вокруг себя

В Карачаевске успешно реализуется проект «Кавказский ренессанс»

22 сентября в 12:55
 просмотров
Молодые дизайнеры Мадина Чотчаева (справа) и Анжелика Каракетова полны творческих задумок
Молодые дизайнеры Мадина Чотчаева (справа) и Анжелика Каракетова полны творческих задумок
Источник — Фото Милады БОЮНСУЗОВОЙ

Это возможно, если художники и дизайнеры по собственной инициативе украсят родные места: улицы и площадки – креативными арт-объектами, где живопись, декоративно-прикладное искусство создадут новую атмосферу духовности и тяги к Прекрасному. Так считают в Карачаевске те, у кого слово не расходится с делом.

Все начиналось со стены Цоя

Когда в 1990 году не стало кумира молодёжи – рок-музыканта, певца и композитора Виктора Цоя, на Арбате в Москве появилась первая стена его памяти, ставшая местом паломничества поклонников его бунтарского творчества. С того самого трагического августа, когда в автокатастрофе погиб легендарный рокер, до самой зимы здесь дежурили подростки, охраняя многочисленные надписи «Цой жив» и исполняя под гитару его хиты, будоражащие кровь: «Я хотел бы остаться с тобой», «Кукушка», «Группа крови». В том же 90-м году стена Цоя появилась, как и в других городах и весях, в Карачаевске, напротив кинотеатра им. Халилова, с теми же заклинаниями о бессмертии кумира. Время от времени администрация города закрашивала стену. Затем она была капитально отремонтирована, и казалось, эпопея со стихийным идолопоклонничеством ушла в прошлое…

Но, как говорится, всё возвращается на круги своя. Совсем недавно Виктор Цой предстал перед изумлёнными горожанами в новой ипостаси – профессиональный художник нарисовал его в белоснежной горской папахе с надписью «Бизни (наш) Цой». И этот уникальный портрет, написанный на известной стене строительной краской, завершает галерею стрит-арта с 12-ю талантливыми работами, приправленными горским колоритом. Это проект «Кавказский ренессанс» выпускниц художественно-графического факультета института искусств КЧГУ Мадины Чотчаевой и Анжелики Каракетовой, выигравших грант в конкурсе Росмолодёжи. И я приглашаю вас, уважаемые читатели, на экскурсию по этой уникальной уличной галерее, придающей особую атмосферность одной из старинных улиц нашего города

Стрит-арт на улице Микояна

Самая первая работа, появившаяся на этой стене, – знаменитая «Мона Лиза», автором которой, как нам известно со школьной скамьи, является великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Только здесь она предстаёт в образе… горянки в национальном платье. За ней последовала «Звёздная ночь» Ван Гога. В оригинале это одно из известных полотен нидерландского художника-постимпрессиониста, где написан вид из окна его спальни на предрассветное небо и вымышленную деревню. А в нашей арт-галерее в эту картину вписался двуглавый Эльбрус. Лично меня впечатляет яркий ремейк картины французского живописца Жака-Луи Давида «Бонапарт на перевале Сен-Бернар», где вместо великого императора мы видим лихого джигита на горячем скакуне… А ещё в этой арт-галерее можно увидеть другие преображения: среди «Стогов» кисти Клода Моне бродит карачаевский фольклорный персонаж Теке, чьё шутовство незаменимо на народных праздниках, а в «Постоянстве памяти» Сальвадора Дали сияющие часы заменила гастрономическая визитка нашей республики – хычины, висящие на дереве.

Разумеется, я отнюдь не претендую на роль искусствоведа, но скажу честно: всё увиденное не только впечатляет, но и заставляет заглянуть в справочники, поискать художественные альбомы с репродукциями бессмертных работ эпох Ренессанса, модерна. Эти уличные работы обретают вневременной характер, получают смысловую наполненность и метафоричность. А художник словно вовлекает зрителя в интеллектуальную игру по разгадыванию ребуса, справиться с которым может лишь человек, знакомый с живописью. Но самое главное – город это новшество на улице Микояна принял и по достоинству оценил большой труд художников-дизайнеров Мадины и Анжелики, которые всё лето под лучами палящего солнца усердно работали над картинами. Не сбросишь со счетов еще один критерий: не наблюдалось ещё ни одного мало-мальского акта вандализма от местных хулиганов – ни тебе исчёрканных творений мастеров, ни «сакральных» надписей типа «Здесь были Мага и Вася». А может, ещё и сам Виктор Цой в горской папахе стал оберегом этой арт-галереи, у которой не захочешь, а замедлишь шаг?!

Командный дух – это сила!

В гимназии № 4 им. М. Хабичева закончились уроки и внеклассные мероприятия, и, освободившись от работы, Мадина Чотчаева, педагог дополнительного образования, даёт мне интервью. Кстати, здесь же работает её соавтор по проекту «Кавказский ренессанс» Анжелика Каракетова.

– Мадина, я, как и все горожане, наблюдала за вашей с Анжеликой работой всё лето. Труд, конечно, изнурительный. Но, наверное, не обошлось без помощников?

– Ещё бы! Во время реализации проекта и освоения средств, которые получили по гранту, мы организовали команду волонтёров, которые нам помогали. Кто-то подвозил нам тяжёлые банки с краской, кто-то выполнял мелкие поручения, кто-то подстраховывал нас, когда мы работали на стремянке. Это была слаженная команда, которая нас очень поддержала. Средства от гранта в размере 400 000 рублей ушли на приобретение расходных материалов – красок, цены на которые сейчас здорово кусаются, ноутбука, оборудования и т. д. Мы ведь над проектом работали с 2019 года, и нам поначалу большую помощь оказывал ректорат университета, а преподаватель худграфа, наш куратор Дина Казиева договаривалась с администрацией города, чтобы нам дали разрешение на работы на бывшей неформальной стене Цоя. Первоначально мы работали без гранта, это потом мы решили поучаствовать в конкурсе.

– Какова специфика уличного настенного рисунка? Под силу ли она для таких хрупких девушек?

– Что ж, в начале работы пришлось примерить к себе ремесло штукатуров – надо было зачищать, шпаклевать, грунтовать поверхность, потом уже браться за эскиз карандашом, а затем уже – за краски. Мы использовали в работе водоэмульсионку и акриловую эмаль.

– Мадина, как я поняла, цель вашего проекта – создать мост между мировым искусством и кавказским колоритом, вызвать интерес у горожан к живописи. Каковы планы на будущее?

– Мы планируем работать и в других техниках. Это лепнина, мозаика, витражи, которыми можно украсить фасады зданий, торговых центров. Есть мысль создать масштабное изображение, где была бы охвачена история республики, города, известных людей, оставивших добрый след на земле. А ещё – сплотить вокруг себя творческую молодёжь, которая хочет преобразить родной город.

Воспарить над суетой

Вечером, когда город зажёг огни, проходя мимо уличной галереи, увидела молодых людей, которые горячо спорили.

– А я тебе говорю, что это изображение стилизовано под холст кисти Рене Магритта «Сын человеческий», где в оригинале лицо господина полностью закрыто маячащим перед ним зелёным яблоком. А здесь – кавказский орёл.

– Ну, хорошо, допустим, яблоко – это искушение, а что ты скажешь об орле?

– Это – гордыня, застилающая человеку глаза. Очень актуально…

А мне невольно подумалось: вот она, сила искусства, затрагивающая мировоззрение человека, его внутренний мир и одновременно дарящая возможность воспарить над суетой.

Кстати,

чувства юмора авторам проекта «Кавказский ренессанс» явно не занимать. Например, изменила свой имидж «Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера, сменив свой аксессуар на традиционное горское украшение. Улыбку вызывает и «перелицованная на местный лад» картина Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», где в руках у мадам – симпатичный барашек.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
Анжелика Каракетова артпроект "Кавказский ренессанс" волонтерская деятельность волонтеры гранты декоративно-прикладное искусство Дина Казиева живопись Институт культуры и искусств КЧГУ искусство Карачаевск КЧГУ Мадина Чотчаева проект Росмолодежь творческая деятельность художник