День республики № 110 от 27.09.2022

Знаток души ногайского народа

20 сентября Юрию Карасову исполнилось 75 лет

14 октября в 09:03
19 просмотров
Юбиляра (в центре) пришли поздравить Мухамед Хахандуков (слева), Николай Кузнецов (справа) и Руслан Маршанкулов (крайний справа)
Юбиляра (в центре) пришли поздравить Мухамед Хахандуков (слева), Николай Кузнецов (справа) и Руслан Маршанкулов (крайний справа)
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

В детской художественной школе Черкесска открылась персональная выставка творческих работ первого профессионального ногайского художника Юрия Баубековича Карасова, недавно отметившего своё 75-летие. Впрочем, нынешний год во многом оказался для него юбилейным: 50 лет тому назад он окончил худграф в Карачаевске, женился, участвовал в первой профессиональной выставке…

За эти полвека активной творческой жизни у Карасова было великое множество персональных выставок, вернисажей салонов, его картины выставлялись в России и за рубежом. Взять хотя бы нынешний 2022 год – его работы демонстрировались на 12 выставках в разных российских регионах и в Казахстане!

Чем же так притягательно искусство заслуженного художника КЧР Юрия Карасова? Какие тайны хранит или, наоборот, открывает его искусство? Мне кажется, и, думаю, со мной согласится каждый, знакомый с творчеством Юрия Баубековича, что в его картинах зашифрованы система обозначений, коды, если угодно, ключ к пониманию древних архетипов ногайского народа, его загадочной степной души.

О том, как и чем жил народ, могут поведать не только архивные документы, воспоминания путешественников, труды ученых, но и люди искусства – художники, поэты, музыканты, которые подвластными им средствами сучат нить истории, тянущейся из глубин столетий.

Это не просто, и лишь избранным мастерам удаётся нащупать те основы бытия, которые гулко отзываются в сердце человечества.

Одним из таких мастеров и является наш герой – Юрий Карасов. Ему удается материализовать сакральные смыслы бытия, как редко кому удаётся. Это неудивительно, если учесть, что он годами исследовал и скрупулёзно изучал историю своего народа, его уникальный эпос, фольклор, прикладное искусство, воплощая добытые знания в своих работах, да так, что зрители по всему миру в восторге застывают у его картин.

«Ногайский мир»
«Ногайский мир»
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

Пройдёмся и мы по длинному школьному коридору, превращенному в картинную галерею, где выставлены живописные работы художника. Начнём с картины, которая называется «Ногайский мир». На ярко-оранжевом фоне (а это цвет солнца, цвет пустыни, цвет степного заката) изображены две женские фигуры. Одна женщина символизирует караногайцев, другая – кубанских ногайцев, поэтому обе одеты по-разному. Но это два крыла одного народа. Обе протягивают руки к небесной волчице, покровительнице народа, с неба звездопадом опускаются на ногайскую юрту родовые тамги. Символических элементов в этой картине много, и каждый из них нужно разгадать, чтобы прочесть зашифрованное художником послание.

Не менее привлекает картина «Верблюд с поклажей». Кочевник сидит на верблюде так непринуждённо, как будто погружен в мягкое кресло. В руках его домбра, взор, устремлённый… Но не вперёд, а назад. Кому посвящена его песня, полная страсти и печали? Матери, родине, любимой девушке? Певцу трудно расстаться с теми местами, которые покинул, но верблюду, гордо вышагивающему мимо других юрт, неведома боль разлуки. Его призвание – бороздить безбрежные степи…

Ещё одна завеса открывается с картиной «Провозглашение хана». Символика, к которой прибегает художник, многослойна. Что-то доступно и неискушенному зрителю, который увидит умного, жёсткого, уверенного, сильного человека, который восседает на спине лошади, как на троне. А вот что-то будет понятно лишь тому, кто сам из рода номадов, либо знаком с культурой кочевников. Правой рукой он воздевает сложенную плетку. Для непосвященного это просто орудие наездника. Но любой ногаец с малолетства знает, что камча – символ власти, символ ответственности перед народом. И жест, показанный на картине, является вестью о победе, которую завоевал хан. «Я всегда буду защищать свой народ, и мой народ будет процветать», – говорят и поза хана, и выражение лица, и вздымаемая к небу рука с камчой, и расцвётшая алыми тюльпанами весенняя степь…

«Эй, домбра!»
«Эй, домбра!»
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

Мне кажется, каждого творческого человека впечатлит картина «Акын». На ней изображён певец с домброй в руках, который даже не поёт, а обращается к небу, к вселенной. И так же, как вселенная, он находится вне пространства, вне измерения, вне ландшафта, вне света и темноты. Он устремлён в небо, он свободен и волен, но именно поэтому глубоко предан родной земле, своим корням, отчему дому. Он – певец, художник, созидатель, акын. Именно таким и должен быть творческий человек. Вот таким акыном в искусстве мне и видится Юрий Карасов.

В печатных строчках не передать то, что нужно видеть своими глазами. Выставка будет длиться до конца ноября. Приходите, вход бесплатный. Уверена, что-то вам обязательно западет в душу, и вам самим захочется вернуться, еще и еще помедитировать рядом с шедевром, и тогда, может быть, вам повезет, и вы сможете почувствовать своим сердцем тайну древнего степного народа.

Досье

Юрий Баубекович Карасов родился 20 сентября 1947 года в ауле Икон-Халк. Рисовать начал в детской изостудии Черкесска. Окончил в 1973 году художественно-графический факультет Карачаево-Черкесского государственного педагогического института. В 1982 году принят в Союз художников СССР, а с 1982 года руководил его Карачаево-Черкесским отделением. В 1990 года он возглавил Детскую художественную школу Черкесска, где работает по сей день.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
75 лет выставка выставка творческих работ детская художественная школа Детская художественная школа Черкесска живопись заслуженный художник КЧР изобразительное искусство искусство картины национальное искусство ногайская культура ногайский народ творческая деятельность художник юбилей Юрий Карасов