Знаток души ногайского народа
20 сентября Юрию Карасову исполнилось 75 лет
В детской художественной школе Черкесска открылась персональная выставка творческих работ первого профессионального ногайского художника Юрия Баубековича Карасова, недавно отметившего своё 75-летие. Впрочем, нынешний год во многом оказался для него юбилейным: 50 лет тому назад он окончил худграф в Карачаевске, женился, участвовал в первой профессиональной выставке…
За эти полвека активной творческой жизни у Карасова было великое множество персональных выставок, вернисажей салонов, его картины выставлялись в России и за рубежом. Взять хотя бы нынешний 2022 год – его работы демонстрировались на 12 выставках в разных российских регионах и в Казахстане!
Чем же так притягательно искусство заслуженного художника КЧР Юрия Карасова? Какие тайны хранит или, наоборот, открывает его искусство? Мне кажется, и, думаю, со мной согласится каждый, знакомый с творчеством Юрия Баубековича, что в его картинах зашифрованы система обозначений, коды, если угодно, ключ к пониманию древних архетипов ногайского народа, его загадочной степной души.
О том, как и чем жил народ, могут поведать не только архивные документы, воспоминания путешественников, труды ученых, но и люди искусства – художники, поэты, музыканты, которые подвластными им средствами сучат нить истории, тянущейся из глубин столетий.
Это не просто, и лишь избранным мастерам удаётся нащупать те основы бытия, которые гулко отзываются в сердце человечества.
Одним из таких мастеров и является наш герой – Юрий Карасов. Ему удается материализовать сакральные смыслы бытия, как редко кому удаётся. Это неудивительно, если учесть, что он годами исследовал и скрупулёзно изучал историю своего народа, его уникальный эпос, фольклор, прикладное искусство, воплощая добытые знания в своих работах, да так, что зрители по всему миру в восторге застывают у его картин.
Пройдёмся и мы по длинному школьному коридору, превращенному в картинную галерею, где выставлены живописные работы художника. Начнём с картины, которая называется «Ногайский мир». На ярко-оранжевом фоне (а это цвет солнца, цвет пустыни, цвет степного заката) изображены две женские фигуры. Одна женщина символизирует караногайцев, другая – кубанских ногайцев, поэтому обе одеты по-разному. Но это два крыла одного народа. Обе протягивают руки к небесной волчице, покровительнице народа, с неба звездопадом опускаются на ногайскую юрту родовые тамги. Символических элементов в этой картине много, и каждый из них нужно разгадать, чтобы прочесть зашифрованное художником послание.
Не менее привлекает картина «Верблюд с поклажей». Кочевник сидит на верблюде так непринуждённо, как будто погружен в мягкое кресло. В руках его домбра, взор, устремлённый… Но не вперёд, а назад. Кому посвящена его песня, полная страсти и печали? Матери, родине, любимой девушке? Певцу трудно расстаться с теми местами, которые покинул, но верблюду, гордо вышагивающему мимо других юрт, неведома боль разлуки. Его призвание – бороздить безбрежные степи…
Ещё одна завеса открывается с картиной «Провозглашение хана». Символика, к которой прибегает художник, многослойна. Что-то доступно и неискушенному зрителю, который увидит умного, жёсткого, уверенного, сильного человека, который восседает на спине лошади, как на троне. А вот что-то будет понятно лишь тому, кто сам из рода номадов, либо знаком с культурой кочевников. Правой рукой он воздевает сложенную плетку. Для непосвященного это просто орудие наездника. Но любой ногаец с малолетства знает, что камча – символ власти, символ ответственности перед народом. И жест, показанный на картине, является вестью о победе, которую завоевал хан. «Я всегда буду защищать свой народ, и мой народ будет процветать», – говорят и поза хана, и выражение лица, и вздымаемая к небу рука с камчой, и расцвётшая алыми тюльпанами весенняя степь…
Мне кажется, каждого творческого человека впечатлит картина «Акын». На ней изображён певец с домброй в руках, который даже не поёт, а обращается к небу, к вселенной. И так же, как вселенная, он находится вне пространства, вне измерения, вне ландшафта, вне света и темноты. Он устремлён в небо, он свободен и волен, но именно поэтому глубоко предан родной земле, своим корням, отчему дому. Он – певец, художник, созидатель, акын. Именно таким и должен быть творческий человек. Вот таким акыном в искусстве мне и видится Юрий Карасов.
В печатных строчках не передать то, что нужно видеть своими глазами. Выставка будет длиться до конца ноября. Приходите, вход бесплатный. Уверена, что-то вам обязательно западет в душу, и вам самим захочется вернуться, еще и еще помедитировать рядом с шедевром, и тогда, может быть, вам повезет, и вы сможете почувствовать своим сердцем тайну древнего степного народа.
Досье
Юрий Баубекович Карасов родился 20 сентября 1947 года в ауле Икон-Халк. Рисовать начал в детской изостудии Черкесска. Окончил в 1973 году художественно-графический факультет Карачаево-Черкесского государственного педагогического института. В 1982 году принят в Союз художников СССР, а с 1982 года руководил его Карачаево-Черкесским отделением. В 1990 года он возглавил Детскую художественную школу Черкесска, где работает по сей день.
{{commentsCount}}
Комментариев нет