День республики № 128 от 10.11.2022

Театр превзошёл себя

На днях в республиканской филармонии состоялся показ спектакля «Гость»

16 ноября в 11:59
7 просмотров
Сцена из спектакля «Гость»
Сцена из спектакля «Гость»
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

Его постановку осуществил абазинский драматический театр по произведению известного абхазского писателя Михаила Лакербая (1901-1965), который много писал о кавказских обычаях и силе человеческого духа.

Сюжет новеллы Лакербая таков. Один черкес, случайно приехавший в Абхазию, убивает на игрищах Темыра, единственного сына старика Ханаша, только за то, что тот хлестнул плёткой его коня – для того времени это было оскорблением, как если бы наотмашь ударили друга. Друзья Темыра гонятся за убийцей, но тот по воле судьбы, которой надо испытать старика не только горем, но и соблюдением неписаного кодекса чести, находит убежище в доме Ханаша. Вскоре чёрная весть доходит до старика, и тот понимает, кого он у себя прячет. Но даже великое горе не в силах заставить Ханаша (в оригинале Ханашв) нарушить вековой закон гостеприимства.

Каждому из нас понятно, в силу каких причин короткая новелла Лакербая «Гость» не раз ставилась на сцене, к слову, по ней даже был снят короткометражный фильм. И вот новая постановка.

Текст на абазинский и русский языки для нынешнего спектакля переложила народный поэт КЧР Лариса Шебзухова. А поставил спектакль молодой режиссёр Эльдар Агачев.

Если говорить конкретно о режиссёрской работе, то следует отметить, что спектакль был хорошо приспособлен для такой абсолютно нетеатральной сцены, какой является сцена республиканской филармонии. Минимализм декораций компенсировали звуковые и световые спецэффекты, а также ряд впечатляющих мизансцен с интересным сценическим рисунком. Отмечу и ряд удачных символических находок, благодаря которым действие не свелось к смене фактов, а обрело некий мистико-философский характер.

Но те же символы порой, увы, были непонятны неискушённому зрителю, то есть требовали расшифровки, чтобы они по-настоящему заработали на идею получасового спектакля. Взять, к примеру, зловещую немую Судьбу, которую играла Диана Каблахова. К слову, в этой роли Диана была очень интересна – бесстрастная, роковая, беспощадная. Но, поскольку персонажа по имени Судьба нет в оригинальном тексте, многие зрители приняли этот образ за разгуливающую по земле смерть, поскольку она сначала бросает на землю лиловую лилию – символ смерти в Древнем Египте, или облачается в кровавые одеяния…

Были в спектакле, на мой взгляд, и затянутость некоторых мизансцен, и излишнее нагнетание, и сгущение трагичности происходящего при помощи тех же спецэффектов, тогда как хотелось порой более насыщенной актёрской игры и выразительных сценических приёмов.

Но в целом постановка очень удачная.

– Этим спектаклем мы хотели поднять вопрос важности соблюдения наших традиций и обычаев, – говорит директор абазинского драмтеатра Марина Куршева. – Многое на свете течёт и меняется, но новые поколения в вопросах этики и морали должны ориентироваться прежде всего на таких людей, как старик Ханаш.

Спектакль «Гость» был поставлен к 100-летию Карачаево-Черкесии еще в 2020 году, а премьера его прошла в московском «Театре Луны» на абазинском языке. Также спектакль уже показали во всех абазинских населённых пунктах, в Абхазии, а потом, уже на русском языке, во многих учебных заведениях республики.

Роль старика Ханаша исполнил Зураб Копсергенов, который вот уже 20 лет работает в абазинском театре. Его герой равен сам себе и при этом принадлежит не определённому времени, а всему тому периоду, пока на земле есть кавказцы.

– Показать на сцене за короткое время старика, убитого горем, но при этом не убившего в себе Человека с большой буквы, – очень непросто, – признаётся Зураб Копсергенов. Но с этой ролью он справляется блестяще.

– Суть не в словах, которые произносит Ханаш, а в том посыле, который автор несёт своему народу, – убеждена Лариса Шебзухова. – А именно – есть на свете святые понятия, которые выше личных эмоций и переживаний. Только придерживаясь этого кодекса, народ сохранит свои лучшие качества.

– Я постоянно хожу на спектакли абазинского театра и хочу сказать, что он меня никогда не разочаровывал. Но сегодняшнее действо – это непередаваемые эмоции. Театр превзошёл себя! – отметила после спектакля заместитель директора по воспитательной работе лицея № 15 Черкесска Самира Кульбекова. К слову, в филармонию она пришла с 25 учениками лицея. И так и должно быть. Ведь театр делает всех нас лучше.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
абазинская культура абазинская литература абазинский драматический театр Государственная филармония КЧР Зураб Копсергенов курьер муз КЧР Лариса Шебзухова Марина Куршева Михаил Лакербая мнение народный поэт КЧР обычаи писатель режиссёр спектакль спектакль "Гость" театр традиции Черкесск Эльдар Агачев