Театр превзошёл себя
На днях в республиканской филармонии состоялся показ спектакля «Гость»
Его постановку осуществил абазинский драматический театр по произведению известного абхазского писателя Михаила Лакербая (1901-1965), который много писал о кавказских обычаях и силе человеческого духа.
Сюжет новеллы Лакербая таков. Один черкес, случайно приехавший в Абхазию, убивает на игрищах Темыра, единственного сына старика Ханаша, только за то, что тот хлестнул плёткой его коня – для того времени это было оскорблением, как если бы наотмашь ударили друга. Друзья Темыра гонятся за убийцей, но тот по воле судьбы, которой надо испытать старика не только горем, но и соблюдением неписаного кодекса чести, находит убежище в доме Ханаша. Вскоре чёрная весть доходит до старика, и тот понимает, кого он у себя прячет. Но даже великое горе не в силах заставить Ханаша (в оригинале Ханашв) нарушить вековой закон гостеприимства.
Каждому из нас понятно, в силу каких причин короткая новелла Лакербая «Гость» не раз ставилась на сцене, к слову, по ней даже был снят короткометражный фильм. И вот новая постановка.
Текст на абазинский и русский языки для нынешнего спектакля переложила народный поэт КЧР Лариса Шебзухова. А поставил спектакль молодой режиссёр Эльдар Агачев.
Если говорить конкретно о режиссёрской работе, то следует отметить, что спектакль был хорошо приспособлен для такой абсолютно нетеатральной сцены, какой является сцена республиканской филармонии. Минимализм декораций компенсировали звуковые и световые спецэффекты, а также ряд впечатляющих мизансцен с интересным сценическим рисунком. Отмечу и ряд удачных символических находок, благодаря которым действие не свелось к смене фактов, а обрело некий мистико-философский характер.
Но те же символы порой, увы, были непонятны неискушённому зрителю, то есть требовали расшифровки, чтобы они по-настоящему заработали на идею получасового спектакля. Взять, к примеру, зловещую немую Судьбу, которую играла Диана Каблахова. К слову, в этой роли Диана была очень интересна – бесстрастная, роковая, беспощадная. Но, поскольку персонажа по имени Судьба нет в оригинальном тексте, многие зрители приняли этот образ за разгуливающую по земле смерть, поскольку она сначала бросает на землю лиловую лилию – символ смерти в Древнем Египте, или облачается в кровавые одеяния…
Были в спектакле, на мой взгляд, и затянутость некоторых мизансцен, и излишнее нагнетание, и сгущение трагичности происходящего при помощи тех же спецэффектов, тогда как хотелось порой более насыщенной актёрской игры и выразительных сценических приёмов.
Но в целом постановка очень удачная.
– Этим спектаклем мы хотели поднять вопрос важности соблюдения наших традиций и обычаев, – говорит директор абазинского драмтеатра Марина Куршева. – Многое на свете течёт и меняется, но новые поколения в вопросах этики и морали должны ориентироваться прежде всего на таких людей, как старик Ханаш.
Спектакль «Гость» был поставлен к 100-летию Карачаево-Черкесии еще в 2020 году, а премьера его прошла в московском «Театре Луны» на абазинском языке. Также спектакль уже показали во всех абазинских населённых пунктах, в Абхазии, а потом, уже на русском языке, во многих учебных заведениях республики.
Роль старика Ханаша исполнил Зураб Копсергенов, который вот уже 20 лет работает в абазинском театре. Его герой равен сам себе и при этом принадлежит не определённому времени, а всему тому периоду, пока на земле есть кавказцы.
– Показать на сцене за короткое время старика, убитого горем, но при этом не убившего в себе Человека с большой буквы, – очень непросто, – признаётся Зураб Копсергенов. Но с этой ролью он справляется блестяще.
– Суть не в словах, которые произносит Ханаш, а в том посыле, который автор несёт своему народу, – убеждена Лариса Шебзухова. – А именно – есть на свете святые понятия, которые выше личных эмоций и переживаний. Только придерживаясь этого кодекса, народ сохранит свои лучшие качества.
– Я постоянно хожу на спектакли абазинского театра и хочу сказать, что он меня никогда не разочаровывал. Но сегодняшнее действо – это непередаваемые эмоции. Театр превзошёл себя! – отметила после спектакля заместитель директора по воспитательной работе лицея № 15 Черкесска Самира Кульбекова. К слову, в филармонию она пришла с 25 учениками лицея. И так и должно быть. Ведь театр делает всех нас лучше.
{{commentsCount}}
Комментариев нет