День республики № 133 от 22.11.2022

НВП в школе: за и против

Специальная военная операция на Украине актуализировала в России вопрос о необходимости знакомства школьников с основами военного дела

25 ноября в 13:48
461 просмотр
Так проходили уроки начальной военной подготовки в советской школе
Так проходили уроки начальной военной подготовки в советской школе

Осенью сразу несколько сенаторов и депутатов Госдумы предложили вернуть начальную военную подготовку в школьное образование.

Так, лидер «Справедливой России – За правду» Сергей Миронов обратился с этим вопросом в Минпросвещения и Минобороны. В военном ведомстве отметили актуальность инициативы и поддержали ее, подчеркнув, что считают целесообразным уделять изучению предмета не менее 140 часов в последние два года обучения. Минпросвещения решения не приняло, но представило на обсуждение соответствующие поправки в федеральную основную общеобразовательную программу среднего общего образования – о включении начальной военной подготовки и оказания первой помощи в курс ОБЖ.

Чему будем учить?

В рамках нового курса школьники будут изучать строевую подготовку, средства индивидуальной защиты и оказание первой медицинской помощи, оружие и правила обращения с ним, основы стрельбы, использование и устройство ручных гранат. Кроме того, старшеклассники научатся действовать в современном общевойсковом бою, изучат состав и вооружение мотострелкового отделения на БМП, инженерное оборудование позиции солдата и узнают, что такое одиночный окоп.

Сложности введения нового курса

Но куда вместить 70 дополнительных уроков, пока непонятно. Учитывая, что ОБЖ обычно один раз в неделю, то 70 уроков в учебный год никак не поместятся, даже если заниматься только военной подготовкой. Оставаться после уроков? Но в 11 классе ребята готовятся к ЕГЭ, и дополнительная нагрузка будет просто убийственна.

Что касается преподавателей, то предлагается провести их переподготовку или ввести в штат новых педагогов из числа офицеров, имеющих боевой опыт. Тут возникают новые вопросы. Эти преподаватели должны обладать если не педагогическим образованием, то хотя бы педагогической жилкой. Добавим, что всякая инициатива, направленная на дополнительное образование, требует очень вдумчивого подхода, не говоря уже о том, что бывшие военнослужащие едва ли будут удовлетворены копеечными ставками педагогов без педагогического стажа. Обеспечить все школы городов и районов кадрами на сегодняшний день просто не представляется возможным.

Целесообразность

Большинство педагогов говорят, что мальчики сейчас являются не теми мальчиками, какими были их отцы или деды, они плохо разбираются в механике и в прикладных вещах, больше тянутся к цифровому миру. Поэтому курс для некоторых парней был бы познавательным. Возможность пощупать, понюхать, как это происходит в реальных военных условиях, наверное, будет полезна. Не лишним будет и привить мужчинам навык обращения с оружием, ознакомить с принципом защиты семьи, ведь никто не отменяет срочную военную службу в армии для мужчин. С другой стороны, на фоне всех тех ужасных трагедий, что происходили в российских школах, учителя боятся прикасаться к той проблеме, которая требует изучения психологов. Надо, чтобы дети правильно восприняли новый курс, особенно на фоне нервного напряжения, которое сейчас наблюдается в обществе. И потому многие считают, что эту идею стоит отложить и вернуться к ней, когда времена будут более спокойные и станет понятно, для чего в конечном итоге это нужно делать именно в школе.

Что немаловажно

Многие опрошенные добавляют, что им хотелось бы, чтобы НВП сочеталась с патриотическим воспитанием, рассказами об отечественном военном искусстве и полководцах, российском оружии и его создателях-конструкторах, о битвах за Отечество. Надо понимать, что в России во все периоды истории считалось достойным в любую минуту стать защитником страны, независимо от профессии, национальности и личных философских воззрений.

Частные мнения

Асланбек ШЕБЗУХОВ, начальник отдела по работе с гражданами Военного комиссариата КЧР

– Введение НВП – правильное решение. Урок НВП был одним из любимых у пацанов в СССР. При нашей многовековой истории всё только подтверждается из раза в раз: враг, притворившись другом, выжидает удобного часа, чтобы нанести ущерб нашей стране. Лишь бы не забыли о материальных ресурсах для НВП! Иначе если просто введут предмет, не обеспечив ничего, останутся лекции и строёвка, а это профанация военного обучения. Мы уже в 9-м классе не только в нормативное время и с закрытыми глазами разбирали и собирали автомат, но даже на полигоне стреляли из калашей. А также были кружок стрельбы из мелкокалиберной винтовки и собственный школьный тир. На соревнования по стрельбе ездили. Жаль, что тогда гранаты не научили бросать, пришлось уже в армии учиться. Откуда мы знаем, что вслед за мирными годами не придут военные? О войнах заранее редко известно. Курс этот необходим.

Людмила КАГИЕВА, мать троих детей

– Последние два года школы к ЕГЭ надо готовиться, иначе дети не поступят никуда. В старших классах полный рабочий день, куда добавят НВП? Дети и так учатся с понедельника по субботу по шесть-семь уроков. Ребенок жить в школе будет? Нагрузка огромная, а ведь хочется и на дополнительные занятия сходить по интересам. И кто будет преподавать? Откуда ставки? В ОБЖ и так есть такой модуль. Есть сборы для 10-классников. Нет только оборудования, поэтому все изучается по картинкам. Есть учебный план и предельно допустимое количество часов на уроки. Что предлагается? Отменить математику, русский, физику, иняз и др., чтобы заняться АК? В школе-то зачем оружие несовершеннолетним? Мало нам последних «стрелков»? При этом устройство АК можно изучить за пару часов. Строёвка? А физкультура зачем? В войне побеждает страна, а не солдаты. Стране нужны экономика и наука, нужны талантливые люди. Для этого школа должна будить воображение и насыщать знаниями, а не заниматься муштрой. Нам нужны не знания, как разбирать автомат, а знания, которые позволят построить мощную, самодостаточную экономику. В СССР была НВП, и где теперь СССР? Оказалось, что если ты не можешь прокормить своих граждан, одеть и обуть, то толку от НВП нет никакого. Нужно учить школьников разрабатывать и производить продукцию, строить станки. А то, что в теории 50 миллионов могут разобрать Калашников, – это ни о чём, если их нечем будет накормить и не во что будет одеть. А сколько у нас тканей производится? А кожи для обуви? А комбайнов для уборки сахарной свеклы? А автомобилей в полном цикле? Вот чем нужно заниматься.

Владимир РОМАНЕНКО, народный поэт КЧР

– Сегодня этот вопрос стал актуальным не сам по себе. Грозные события последних месяцев заставили и правительство, и военных специалистов внимательно проанализировать вопросы подготовки резервов для обороны страны, в том числе и резервов личного состава. Я эту инициативу поддерживаю, а программа учебного предмета «Основы военной подготовки» уже одобрена решениями федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Как следует из ответа замминистра просвещения РФ Анастасии Зыряновой на запрос комитета Госдумы по просвещению, курс НВП может появиться в российских школах со следующего учебного года.

Надо сказать, что абсолютное большинство жителей Российской Федерации введение этого курса поддерживает. И неудивительно. Ведь защита Отечества – это обязательный, священный долг каждого гражданина, а тем более мужчины. Но в то же время раздаются и другие голоса, противоположного толка: «…Введение в школе шагистики и муштры начисто выбьет из подростков способность к творчеству и аналитическому мышлению», «…Эта «военка» сформирует в характерах детей культ грубой силы, их будут учить убивать. Я не хочу, чтобы мой сын стал солдафоном». Понятно, что такая система воззрений хороша для выращивания «маменькиных сынков». Но в России во все времена представители даже самых знатных дворянских родов почитали за высокую честь защищать свою страну с оружием в руках. Среди них – поручик М. Лермонтов, артиллерист граф Л. Толстой, гусар и поэт Д. Давыдов, многие другие. Храбро сражались на фронтах Великой Отечественной поэты П. Коган, К. Симонов, С. Орлов, артисты и музыканты. И что же, все они грубые, не способные творчески мыслить личности?

На мой взгляд, НВП необходима. Срок службы в армии сейчас предельно мал – 1 год, и за это время непросто освоить сложные военные профессии, требующие мастерства и серьёзных навыков. А сборку-разборку автомата можно освоить и в допризывный период.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
Актуально Асланбек Шебзухов Владимир Романенко военно-патриотическое воспитание дополнительное образование школьников Людмила Кагиева Министерство просвещения России Минпросвещения России мнение начальная военная подготовка образование общеобразовательные учреждения общественное мнение патриотическое воспитание система общего образования уроки ОБЖ школа школьники