День республики № 133 от 22.11.2022

Самое сложное – видеть людскую боль

Волонтеры из Карачаево-Черкесии отправились в разрушенный Мариуполь, чтобы помочь местным жителям

25 ноября в 15:13
7 просмотров

В ходе СВО Мариуполь сильно пострадал: жители остались без воды, электричества, газа. Полумиллионный город оказался погружен в первобытные условия существования. Чтобы спасти жителей Мариуполя, за дело взялись не только военные и МЧС, подключились и просто неравнодушные люди, среди которых супруги Загребельные из Карачаево-Черкесии. Мы поговорили с Олесей Загребельной, расспросили о том, как обстоят дела на Украине и что сейчас происходит в Мариуполе…

Олеся и Дмитрий не смогли остаться в стороне, когда впервые услышали о том, что нужны волонтеры для оказания помощи мариупольцам в пункте временного размещения в Таганроге. Супруги не раздумывая собрали все необходимые вещи, закупили продовольствие и выехали в Таганрог. До этого они несколько раз принимали участие в сборе и отправке гуманитарной помощи.

– Мы выполняли разную работу: встречали людей на вокзалах, помогали добраться до ПВР и разместиться, привозили вещи первой необходимости. Встреча людей была организована прямо на платформе, мы, волонтеры, помогали нести вещи, размещаться в автобусах, где сразу выдавался сухой паек. Кого-то сразу же отправляли в больницы. Состояние здоровья людей было очень разное. По приезду в пункт размещения старались максимально быстро расселить их в комнаты, накормить, выдать необходимые предметы личной гигиены, чистую одежду, оказать парикмахерские услуги. Были организованы полноценный врачебный осмотр, банные дни, – рассказывает Олеся. – Люди там находились буквально два-три дня, искали родственников. Мы покупали билеты, сажали людей на поезд и отправляли к родным. То есть занимались тем, что встречали и провожали дальше. В день через пункт проходило примерно 200 человек. Контингент был разный, но в основном – люди пожилого возраста.

По зову сердца

По возвращении домой супруги Загребельные не могли думать ни о чем, кроме поездки в Мариуполь, в город, по данным ООН, стертый с лица земли. Олеся и Дмитрий уже много лет занимаются благотворительной деятельностью, реализацией социальных проектов, считают своим долгом помогать нуждающимся. Но на такие опасные задания ребята ещё не отправлялись.

Ребят поддержали друзья и коллеги. Уже через пару недель три машины единомышленников, забитые до отказа продовольствием, пересекли границу. Идея о более масштабной помощи возникла по дороге домой: «Вот бы вернуться сюда не с этими крохами, а с целой фурой, представляете?!»

– Было ощущение, что это капля в море, стоит делать больше. Там масштаб нужды огромный, он не поддается никакому осознанию. Большая часть помощи была адресной – мы точно знали, что и кому везем, – вспоминает Олеся.

По ее словам, самые сильные эмоции у неё были в первую поездку.

– Я увидела, как вдоль дороги тянутся разрушенные многоэтажки, увидела обглоданные чёрные скелеты. Это было как удар под дых. Современный человек в нынешней реальности даже представить себе не может, что такое бывает. Выглядит как хроника Великой Отечественной войны, – говорит Олеся.

По словам девушки, за несколько прошедших месяцев Мариуполь стал более живым.

– В первую поездку разрушенные дома и инфраструктура производят такое сильное впечатление, что психика защищается – и тебе начинает казаться, что всё это не по-настоящему. Перестаёшь осознавать реалистичность картинки, воспринимаешь её как декорацию к страшному фильму. Но самое сложное – видеть людскую боль, – делится собеседница.

В конце сентября волонтеры уже даже видели несколько работающих кафе, которые на фоне разрушенного города казались чем-то инопланетным. Сейчас в Мариуполе стало больше людей и машин. Многие вернулись, потому что поиски лучшей жизни не увенчались успехом.

Беженцам тяжело адаптироваться в чужой местности. Поэтому многие возвращаются – люди готовы жить в разрушенном жилье, но в своём. Если спрашиваешь, отвечают: «Кому я там нужен». Помыкавшись несколько месяцев по ПВР, не сумев обустроиться и найти работу, зацепиться за реальность, возвращаются туда, где ощущают себя дома. Даже если этого дома физически больше нет.

– Город быстрыми темпами расчищают и уже начали восстанавливать: кладут дороги, вставляют окна, латают крыши, постепенно подключают дома к электроэнергии. Практически в каждом дворе лежат стройматериалы, активно идёт снос и тут же строительство. Но пока это подорожник на оторванную ногу. Масштаб разрушений настолько огромен, что нужны годы, чтобы увидеть хоть какой-то результат, – говорит Олеся.

Самое настоящее гражданское общество

В Мариуполе волонтёров встречали очень эмоционально: плакали, благодарили за каждую пачку молока.

– Многие мариупольцы впервые получили гуманитарную помощь от нас, и даже не верили, что это «просто так», обнимали, рассказывали, что им пришлось пережить, – вспоминает Олеся. – В Мариуполе остался в основном контингент, который не смог уехать, молодежь же вся уехала по большей части. Остались люди, которые жили в доме милосердия. Их даже вывезти было некому. Их кормили раз в сутки, а памперсы меняли раз в три дня. Теперь мы взяли на себя заботу о них и присматриваем за ними.

Волонтеры из Карачаево-Черкесии оказывают адресную помощь мариупольцам
Волонтеры из Карачаево-Черкесии оказывают адресную помощь мариупольцам

Работа с «гуманитаркой» была одной из наших задач: разгружали прибывшие фуры с продуктами питания, фасовали и адресно доставляли, поскольку не все могут прийти в центр выдачи. Люди получают тушенку, макароны, растительное масло и хлеб.

У волонтеров был жёсткий тайминг. За неделю нужно было многое успеть, действовать быстро и чётко: развезти адресную помощь, посетить общество инвалидов, реабилитационный центр.

– Когда мы приехали в Дом инвалидов, мы увидели, как один мужчина без ноги на кухне кушать готовит. Это очень трогает, нельзя без слез наблюдать за тем, как эти люди цепляются за жизнь и не забывают помогать тем, кто слабее. В ребцентры не идут молодые, красивые и успешные мужчины, идут те, кого жизнь вынудила, кому тяжело живется. Они молодцы, у них все налажено, делятся едой, сами готовят, но им не хватает женских рук. Вы бы видели их счастливые лица, когда они увидели баню, которую мы отмыли и привели в порядок, – говорит Олеся.

Волонтер отмечает, что люди в Мариуполе великолепные, несломленные и дружелюбные, с удовольствием рассказывают свои истории. Они отлично самоорганизуются и помогают друг другу (например, делают общие аптечки). Когда волонтёры привозят помощь конкретным людям, те всегда рассказывают, что кому ещё нужно из соседей, где ещё поблизости есть остро нуждающиеся в продуктах или лекарствах.

– Это и есть самое настоящее гражданское общество, которое можно придумать, – считает Олеся.

Человеческое отношение

Волонтеры практически каждый день пересматривают фотографии, сделанные в Мариуполе. Они уже не вызывают той боли, зато действуют отрезвляюще.

– Лично мне помощь, которую я оказываю, даёт опору и стабильность, ощущение реальности, сопричастности и сцепления с жизнью. Когда ты смотришь или слушаешь новости, ты не осознаёшь полноту картины. А когда перед тобой сидит семья, пережившая ужасы военных действий, уходит отчаяние и остаются только сочувствие и непреодолимое желание помочь, – говорит Олеся.

На волонтеров очень сильное впечатление произвели масштабы разрушений города.

– Представьте, ночь, светит луна, освещая почерневшие руины города, это выглядит как картинка из какого-то постапокалиптического сюжета. В этот момент ты понимаешь, что ни эта разруха, ни потеря родных не сломили жителей, и они остались в своем родном городе. Это вызывает огромное уважение, – говорит Олеся. – Разрушено все! 10%, наверное, от большого города осталось в пригодном для жизни состоянии. Есть какой-то один район, который ближе к морю, он почти не пострадал. А все остальное разрушено. Я в своей жизни такого никогда не видела, конечно. По возвращении домой я еще несколько дней в себя приходила. Мой супруг весной ездил в Луганск с подобной гуманитарной миссией. Для него картина была уже привычна, и поэтому он реагировал спокойнее. По городу есть места, которые проезжаешь, там стоит запах. Местные говорят, что дома еще не разобраны, а в подвалах – люди…

Город оживает

Большинство мариупольцев уехали на территорию России, где, отогревшись и отдохнув, заскучали по своему городу. Сейчас у них появилась связь с родственниками и друзьями, оставшимися в Мариуполе, – стало ясно, что жизнь в городе не только продолжается, но и налаживается, а настроены большинство мариупольцев вполне оптимистично и собираются превратить свой город – ни больше, ни меньше – в «жемчужину Приазовья». А после того, как в городе появилась вода, а потом свет, газ и даже проводной интернет, многие приняли решение вернуться.

Безусловно, и свет, и газ, и интернет есть сегодня далеко не в каждом доме. Однако то, что таких домов становится всё больше с каждым днём, даёт стойкую уверенность в том, что все эти блага цивилизации обязательно появятся в каждой уцелевшей квартире, нужно подождать.

Все, кто возвращается, говорят, что им есть где жить – у кого-то квартиры не сильно пострадали, кто-то поживёт у родственников, пока восстановят их жильё. А на вопрос «Почему вы решили вернуться?», все как один отвечают: «А кто же будет помогать восстанавливать наш город?»

Однако то, что осталось от домов после того, как бойцы «Азова» превратили их в огневые точки, теперь вряд ли подходит для проживания. Выбитые двери и окна, разрушенные стены, повсюду разбросаны обломки и снаряды. Та же картина на территории морского порта, часть которого боевики заминировали…

– В одночасье не восстановить такой большой город, как Мариуполь. Но я думаю, что уже в среднесрочной перспективе он обновится и оживет. Уже видны положительные подвижки, строят новые дома, восстанавливают системы канализации, водоснабжения и теплоснабжения.

Кстати,

волонтеры планируют отправиться в Мариуполь снова. Каждый житель этого города нуждается не только в банке тушёнки и пачке средства от ОРВИ, но и в чуде. Поэтому в конце декабря они повезут мариупольцам Новый год. В планах набить транспортное средство гуманитарной помощью: продуктами, одеждой и необходимыми вещами и приехать. Желающие помочь могут связаться с волонтерами через редакцию нашей газеты.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
беженцы благотворительная деятельность благотворительность волонтерская деятельность волонтерство волонтеры воспоминания гражданское общество гуманитарная помощь Дом инвалидов КЧР Мариуполь Олеся Загребельная помощь пункт временного размещения специальная военная операция Тема дня Украина