День республики № 136 от 29.11.2022

Здесь живет история

Так говорят о национальном историко-этнографическом музее, расположенном в ауле Али-Бердуковском

30 ноября в 14:06
24 просмотра
Смотритель музея Аслан Хутов показывает гостю из Сирии Гассану Шора подшивку газет за 1937 год
Смотритель музея Аслан Хутов показывает гостю из Сирии Гассану Шора подшивку газет за 1937 год
Источник — Фото автора

Сюда приезжают на экскурсию не только из разных уголков республики, но и гости из-за рубежа, решившие посетить свою историческую родину.

Камень-валун

Музейный смотритель – это душа музея. А национальному историко-этнографическому музею, входящему в структуру мемориального комплекса жертвам Кавказской войны в ауле Али-Бердуковском Хабезского района, повезло вдвойне – у него два смотрителя. У Нури Ионова, который встретил меня у порога и сопроводил внутрь, есть еще напарник, не менее увлеченный своим делом человек Аслан Хутов. Но в этот день его не оказалось на месте, поэтому функции еще и экскурсовода были возложены на Нури Рашидовича, человека, который является одним из тех, кто вдыхал жизнь в это культурно-историческое заведение.

Кстати, говоря о музее, нельзя не вспомнить об истории возникновения на этом месте самого мемориального комплекса. Об этом мне поведал Нури Рашидович:

– Некоторые жители нашего аула еще помнят, как в одну из ночей 1989 года на единственном холме на окраине Али-Бердуковского неожиданно появился небольшой камень-валун. А через короткое время и стальная табличка на нем, сообщающая о том, что камень установлен в память о жертвах Кавказской войны. Спустя время мы узнали, что этот огромный валун сумел затащить на холм наш земляк Михаил Хутов. Он давно интересовался историей своего народа. Желание узнать больше о прошлом черкесов не давало ему покоя и во время службы в рядах Советской Армии. Однажды в войсковой библиотеке он обратил внимание на книгу «Буйный Терек» – исторический роман о Кавказской войне, основанный на реальных событиях. Благодаря ей Михаил открыл для себя неизвестные страницы той далекой войны. В потрясенном судьбой своего народа парне зародилась идея, которую он решил воплотить в жизнь по возвращении домой.

…Спустя годы на месте старого валуна была установлена мраморная плита, и к ней теперь ведет лестница.

Сам холм аккуратно огорожен. Михаил Хутов был убежден, что здесь каждый год будут собираться черкесы, сохранившие память о великом и трагическом прошлом своих предков, и не ошибся.

Затем комплекс стал развиваться, сами жители, работники культуры района, местная администрация и даже школы помогали в создании музейного фонда, вносили предложения о расширении территории. В результате благодаря совместным усилиям, в том числе местных меценатов, в частности известного предпринимателя, общественника, генерального директора Хабезского гипсового завода Олега Аргунова, это памятное место преобразилось и обрело сегодняшний вид.

В музее бывает много посетителей. Так, последняя запись в музейной книге отзывов была сделана не так давно туристами – потомками мухаджиров из Сирии – сирийскими черкесами, дальние предки которых попали в ту страну во время Кавказской войны. Помимо этой записи есть еще благодарные слова за любопытную и познавательную экскурсию гостей из Нальчика и Москвы, Германии и Франции, Одессы и Краснодарского края, а также жителя США – нашего земляка, чемпиона мира по тхэквондо Мурата Кештова.

С миру по нитке

На территории комплекса также находятся два черкесских домика, так называемые гостевые. Как рассказал Нури Ионов, первоначальной задумкой было возведение в натуральную величину и по подобию черкесской горской сакли со всем содержимым внутри нее: большим очагом, предметами домашней утвари и мебелью. Возможно, со временем эта прекрасная идея воплотится в жизнь, но пока это небольшие саманные домики с камышовой крышей.

Экспозиционный зал на территории комплекса, который называют картинной галереей, стал гордостью местного населения. Именно здесь хранится книга отзывов, в которой многие называют музей уникальным, и он действительно уникален. Здесь воедино собраны экспонаты, раскрывающие историю, этнографию, культуру, быт адыгов с древних времен по день сегодняшний.

– Появлению этого зала сопутствовала большая работа с привлечением местного населения. Как говорится, с миру по нитке. Спасибо землякам, они живо откликнулись на призыв оргкомитета нашей районной администрации поделиться предметами старинного быта и материальной культуры, – говорит Н. Ионов. – И то, что хранилось их дедами на чердаках старых построек, в сараях, кладовках, уже покрытое пылью времени, обрело новую жизнь в этом зале.

Разумеется, центральное место здесь занимают экспонаты, посвященные Кавказской войне. Задача музея – показать человеку его же самого и рассказать об истории, культуре, духовном наследии его народа. Каждый из нас несет в себе частичку далеких предков. Очень важно, чтобы культурные ценности, накопленные за века, не были скрытыми, подобно полезным ископаемым…

Музей оформлен руками профессионалов, и это очень заметно – все ладно, все лежит на своем месте. Его основу составляют развешанные по стенам прекрасные репродукции полотен известных и неизвестных художников. Дело в том, что после окончания Кавказской войны многие российские художники: Петр Грузинский, Алексей Мещерский, Архип Куинджи, Илья Занковский и другие – путешествовали по Кавказу, чтобы лучше его узнать и отразить в своих произведениях характеры, образы, традиции горских народов. И вот, например, репродукции картин П. Грузинского «Изгнание черкесов», А. Орловского «Черкесский всадник», неизвестных живописцев «Черкес в степи», «Черкесская сакля» и другие…

Легендарные черкешенки

Репродукции сюжетных полотен сменяют портреты видных адыгских исторических деятелей – князя Мамстрюка Черкасского (1524-1601 гг.), верховного князя Бесленея Машуко Канокова (1512-1561 гг.), кабардинских княжон Марии Темрюковны Идаровой (1544-1569 гг.) и Русудан Татархановой (1688-1757 гг.)…

Мой взгляд остановился на портрете легендарной черкешенки Эльмисхан Хагундоковой, бригадного генерала, графини Де Люар. В годы Второй мировой войны она вступила в ряды Французского сопротивления и командовала хирургическим корпусом передвижного госпиталя, вместе с американцами принимала участие в освобождении Италии и получила орден Почетного легиона из рук самого генерала де Голля. А еще она была красавицей и моделью легендарной Коко Шанель.

– Это обязательно отметьте, когда будете готовить свой материал, – обратился ко мне смотритель и добавил: – Она наша гордость.

Хотя представительниц черкесского народа, которыми можно гордиться, немало. Взять, к примеру, первую женщину, которая, не побоявшись смерти, себе и своему малолетнему сыну привила оспу, от которой в то время страдала не только Россия, но и вся Европа. Этой смелой женщиной была черкешенка. Черкесский способ спасал Европу от мора чуть ли не целое столетие. «Как много мы обязаны легкомысленной черкешенке, которая… первая решилась привить себе оспу! Скольких детей оспопрививание вырвало из когтей смерти! Может быть, нет ни одной основательницы монашеского ордена, которая оказала бы миру столь же великое благодеяние и тем самым заслужила бы его благодарность», – восклицал восторженный Клод Гельвеций, французский поэт, писатель и философ…

Будущее в наших поколениях

…В этнографическом разделе музея выставлены предметы быта, утвари, сельскохозяйственный инвентарь. Здесь реально видишь, как основательно были сработаны деревянные вилы с двумя зубьями для подборки сена, маслобойки, решетки для чистки шерсти, ткацкие станки, старинные сани, мельничные жернова, лошадиная упряжь… Представлено много разнообразных элементов и аксессуаров к традиционной национальной черкесской одежде, включая головные уборы и обувь.

Отдельный уголок отведен для старинных музыкальных инструментов.

В стеклянных шкафах кипы газетных вырезок – кто-то собирал их очень скрупулезно. На широких столах разложены подшивки газет. С трепетом вчитываюсь в строки газеты «Правда» за 10 мая 1945 года с портретами Иосифа Сталина, премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля и президента США Гарри Трумэна на первой полосе.

Впереди у музея – множество масштабных, охватывающих разные категории населения – от дошколят до людей пенсионного возраста – выставок и программ. Но все же акцент больше делается на подрастающее поколение, которое сейчас развивается быстрее, чем когда-либо, ведь есть гаджеты и другие возможности черпать информацию.

Нури Ионов и его единомышленники возлагают надежды на то, что работа, которая была проделана, и еще будет проводиться, не напрасна, и молодежь, как и сейчас, будет активно изучать историю, помнить и беречь то ценное, что передается веками из поколения в поколение.

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях
аул Али-Бердуковский историко-этнографический музей история Кавказская война картины культурные ценности КЧР Мемориальный комплекс жертвам Кавказской войны Михаил Хутов музей Нури Ионов Олег Аргунов учреждения культуры Хабезский район черкесская культура черкесский народ экспонаты