День республики № 138 от 03.12.2022

Мошенники в сети

На площадке ГТРК КЧР обсудили телефонное мошенничество: последние уловки и правила безопасности

6 декабря в 14:53
6 просмотров
Только в этом году число звонков телефонных мошенников в России выросло в два раза
Только в этом году число звонков телефонных мошенников в России выросло в два раза

Телефонные мошенники продолжают осваивать современные методы, в результате которых доверчивое население теряет свои деньги. Как же защитить себя от телефонных аферистов, чтобы не попасться на их уловки, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить свои сбережения? Об этом шла речь в ходе встречи с журналистами управляющего Отделением Банка России по КЧР Дмитрия Мещерякова и заместителя начальника отдела уголовного розыска МВД по Карачаево-Черкесии Эмира Болатова.

В последнее время мы часто слышим в СМИ и читаем в соцсетях о мошеннических звонках от имени сотрудников Банка России. По данным МВД, в 2022 году число звонков телефонных мошенников в России выросло в два раза. Дмитрий Мещеряков рассказал, могут ли на самом деле сотрудники ЦБ обзванивать граждан.

– Да, действительно, схема, когда мошенники представляются сотрудниками Центрального банка, довольно активно используется в последнее время. Вначале злоумышленники звонят и сообщают о сомнительных операциях, которые якобы совершаются по счету или карте. После рассылают в мессенджеры или по электронной почте поддельное удостоверение сотрудника Банка России с логотипом и печатью. Данные они могут брать из официальных источников. Таким образом мошенники пытаются войти в доверие к человеку, чтобы он в итоге раскрыл свои персональные данные. Хочу подчеркнуть, что Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета и, соответственно, не звонит им, а его сотрудники не направляют никому копии своих документов. Если вам поступил такой звонок, прервите разговор и самостоятельно свяжитесь со своим банком по номеру, указанному на его официальном сайте или на оборотной стороне банковской карты, – отметил Мещеряков.

Дмитрий Владимирович напомнил, что никакого «специального», «защищённого» или «депозитного» счета нет, Банк России не совершает звонков гражданам и тем более не ведет их счета.

Так как же понять, что на том конце провода действительно мошенники, ведь зачастую они обращаются по имени-отчеству, могут продиктовать даже номер карты?

По словам Мещерякова, аферисты часто нарушают личные границы и используют эффект внезапности. Звонят либо рано утром, либо поздно вечером, в выходные и праздничные дни, когда человек отдыхает и не может быстро сориентироваться. Речь звучит уверенно, нередко мошенники используют профессиональные термины. И, главный нюанс, они всегда «играют» на том, что в данный момент больше всего беспокоит граждан. Могут запугивать, торопить и оказывать давление или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. То есть злоумышленники всеми возможными способами пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Например, пытаются вызвать чувство страха (ваша карта заблокирована, вы можете потерять деньги, данные украдены и т. д.), играют на возможности быстрого обогащения (пройдите опрос и получите вознаграждение, получите компенсацию, выплату и т. д.). При этом собеседник очень торопит, просит действовать быстро и не посвящать в это посторонних людей, в некоторых случаях мошенники даже могут угрожать потерей денег.

Растущая как снежный ком киберпреступность сегодня также является большой головной болью полиции.

Об угрозах киберпреступности и новых методах борьбы с ней рассказал заместитель начальника отдела уголовного розыска МВД по КЧР Эмир Болатов.

По словам Болатова, теперь преступнику не нужен прямой контакт с жертвой, он может стать угрозой для каждого пользователя «глобальной паутины».

В свою очередь, представитель Банка России рассказал, какие меры принимают в борьбе с кибермошенничеством.

– Не так давно Президент Владимир Путин подписал закон об информационном взаимодействии Банка России и МВД России. Документ создает условия для автоматизированного обмена данными между нашими ведомствами. Закон вступит в силу 21 октября 2023 года и будет способствовать повышению скорости расследования дел по фактам мошенничества при денежных переводах. Кроме того, с 1 декабря прошлого года вступили в силу изменения в федеральном законе «О связи», и у мобильных операторов появились обязательства по блокировке звонков с подменных номеров. Речь о тех случаях, когда мошенники «маскируются» под реальные номера банков и госструктур. Также с 1 декабря 2021 года вступил в силу закон, по которому сайты, используемые для совершения мошеннических действий в финансовой сфере, могут блокироваться по инициативе Банка России во внесудебном порядке в течение нескольких дней. Раньше эта процедура могла занимать месяцы, – резюмировал Дмитрий Владимирович.

Подводя итоги встречи, спикеры дали рекомендации, как не попасть в лапы мошенников: не сообщайте незнакомым людям данные банковской карты – номер, срок действия, трехзначный код на обратной стороне карты, PIN-код; не вводите данные банковской карты на непроверенных сайтах; не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений «от банка»; в любой неоднозначной ситуации самостоятельно звоните в свой банк по официальному номеру (номер нужно набрать вручную); не публикуйте в открытом доступе и в соцсетях свои персональные данные, ведь вся эта информация может быть использована против вас. Но не стоит паниковать и спешить. Если банк выявит подозрительную транзакцию, он сам может приостановить ее на срок до двух суток. За это время гражданин может подтвердить эту операцию банку либо отменить ее. Это решение надо принять в течение 48 часов – этого времени достаточно, чтобы позвонить в банк. Если вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
Актуально ГТРК "Карачаево-Черкесия" Дмитрий Мещеряков журналисты защита от мошенников информационное взаимодействие как уберечься от мошенников кибербезопасность кибермошенничество КЧР МВД по КЧР МВД России мошенники мошенничество Национальный банк России Отделение-Национального банка по КЧР правила безопасности противодействие кибермошенничеству СМИ телефонное мошенничество УУР МВД по КЧР Эмир Болатов