Работа проведена огромная
В УФАС РФ по КЧР обсудили результаты правоприменительной практики контрольной и надзорной деятельности.
Мероприятие проходило в онлайн-формате, с возможностью задать вопросы по обсуждаемым темам. Рассматривался период с начала текущего года.
Кто и на что жалуется
Первым докладчиком публичных слушаний стал заместитель руководителя антимонопольной службы региона Инус Матакаев, который сделал обзор нововведений в Федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Далее начальник отдела защиты конкуренции и контроля органов власти Солтан Кумратов осветил правоприменительную практику управления. Он сообщил, что за истекший период 2022 года УФАС по КЧР было рассмотрено 2 дела по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона № 135 «О защите конкуренции». В качестве одного из примеров докладчик привел жалобу жителей многоквартирных домов микрорайона в г. Теберде, которые жаловались, что отопление в домах не соответствует нормам. Так, согласно замерам, проведенным жильцами вышеуказанных домов, температура воздуха в жилых помещениях не превышала 17°C. Причиной тому заявители сочли несоблюдение хозяйствующим субъектом утвержденного температурного графика, что и подтвердилось в ходе рассмотрения жалобы комиссией УФАС по КЧР. Теплоснабжающая организация была признана нарушившей антимонопольное законодательство.
Также Солтан Кумратов сообщил, что УФАС по КЧР выдано 5 предупреждений о прекращении действий, нарушающих статью 15 ФЗ «О защите конкуренции», и рассмотрено 1 дело по признакам этих нарушений.
Примером стала проверка администрации Абазинского муниципального района в 2021 году, когда были выявлены признаки нарушения требований действующего законодательства РФ в некоторых договорах аренды земельных участков. В частности, неверно установленные сроки аренды, не указанная площадь капитального строительства. Также в ряде договоров при расчете арендной платы администрацией были неверно применены процентные ставки. По результатам проведенной проверки и на основании выявленных признаков нарушения администрации было выдано 5 предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения АМЗ. Все предупреждения в установленные сроки были исполнены.
Говоря о системе противодействия картелям, созданной антимонопольным ведомством, спикер отметил, что антиконкурентные соглашения относятся к самым опасным нарушениям антимонопольного законодательства с участием органов публичной власти, поскольку они приводят к серьезным негативным последствиям для общества и экономики.
– Нами на регулярной основе ведется совместная работа с органами прокуратуры по выявлению картелей, ограничивающих конкуренцию соглашений, – сказал он.
Кроме прочего, Солтан Кумратов сообщил, что в рамках контроля за соблюдением антимонопольных требований к торгам антимонопольной службой Карачаево-Черкесии за истекший период 2022 года было рассмотрено 57 жалоб в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции».
В рамках полномочий
Заместитель начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти Марат Байрамуков рассказал, что в рамках осуществления полномочий по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», управлением рассмотрено 66 жалоб, из них 53 – по земельным торгам.
– Вместе с тем, выросло количество жалоб на действия организатора торгов в ходе реализации имущества должников в порядке, установленном № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также при проведении конкурсов на предоставление грантов для поддержки малого и среднего бизнеса, – сообщил Байрамуков, отметив при этом, что из всего объема поступивших жалоб около 80% касались нарушений, допущенных при проведении торгов по предоставлению прав на земельные участки.
При этом спикер озвучил перечень стандартных нарушений, допускаемых уполномоченными органами при организации и проведении аукционов по предоставлению прав на земельные участки в КЧР. В их числе – неправомерный отказ в регистрации участия в аукционе, незаконная продажа земельного участка вместо его предоставления на праве аренды, а также размещение неполной, недостоверной или противоречивой информации о проводимых торгах. Среди распространенных нарушений был отмечен и сокращенный срок подписания договора аренды либо купли-продажи земельного участка.
Законы и пословицы
В свою очередь, и. о. начальника отдела контроля закупок Азамат Шебзухов, обращаясь к представителям государственных и муниципальных заказчиков, а также участникам закупок в сфере контрактной системы, отметил, что целью публичных слушаний является не только обзор изменений в Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе…», вступивших в законную силу, но и обобщение правоприменительной практики по спорам, вытекающим из правоотношений в контрактной системе в сфере закупок, с акцентом на сложные вопросы, а также формулирование вариантов действий субъектов контрактной системы.
– Лишь такая подача информации дает комплексное представление о практическом механизме реализации контрактной системы, – заключил докладчик.
При этом он обозначил тот факт, что зачастую заказчики допускают нарушения закона «О контрактной системе…» в основном из-за постоянно вносимых изменений, дополнений, которые в последующем оказывают влияние на процедуры определения поставщика, подрядчика или исполнителя.
– Здесь уместна пословица, где сказано, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Между тем, опыт – это бесценное качество любого закупщика, – резюмировал свое выступление Азамат Шебзухов.
Статистика показывает…
Заключительный доклад главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок УФАС России по КЧР Жанны Немчиновой касался типовых нарушений, допускаемых государственными (муниципальными) заказчиками из практики. Приводя статистику, она рассказала, что отделом контроля закупок за отчетный период рассмотрено 120 жалоб на действия заказчиков, в том числе 19 из них по национальным проектам «Образование», «Здравоохранение», «Автомобильные дороги». Из них 62 жалобы были признаны обоснованными, и выдано 31 предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе. Проведено 42 внеплановых (камеральных) проверки, в том числе 10 по обращению прокуратуры КЧР, 6 – по обращению Управления Федерального казначейства КЧР, 7 – по обращению Контрольно-счетной палаты КЧР. В 28 случаях были выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрено 29 обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей); по 8 сведения включены в этот реестр сроком на 2 года. Также было рассмотрено 317 административных дел на общую сумму 3 307 000, 00 рублей.
Этот доклад, как и остальные, содержал примеры из практики антимонопольной службы КЧР.
{{commentsCount}}
Комментариев нет