«Прибайкальская кадриль» на сцене Русского театра драмы и комедии
Наш корреспондент побывал на премьерном спектакле по пьесе Владимира Гуркина, автора известной народной комедии «Любовь и голуби»
В репертуаре Русского театра драмы и комедии КЧР появилась еще одна искрометная народная комедия. Новый спектакль не только соединяет в себе деревенский колорит и дела житейские, но и трепетно, хоть и слегка иронично, заставляет задуматься о семейных взаимоотношениях, дает возможность еще раз переосмыслить их вечную ценность.
На этот раз за основу спектакля взята пьеса «Прибайкальская кадриль» российского актёра, драматурга, сценариста и режиссёра Владимира Гуркина, известного широкой публике таким нетленным произведением, как «Любовь и голуби». Кто ж не помнит снятую по нему знаменитую кинокомедию середины 80-х, которую буквально растащили на употребляемые и поныне хлесткие цитаты? Но, оказывается, и другие пьесы автора заслуживают внимания.
Адаптировал «Прибайкальскую кадриль» к нашим театральным подмосткам заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков из Ставропольского академического театра имени М. Ю. Лермонтова. Валентин Валентинович не первый раз сотрудничает с Карачаево-Черкесским русским театром как режиссер-постановщик и всегда делает это на совесть. Художником-постановщиком в данном случае выступил заслуженный деятель искусств РФ Леонид Черный, хореографом – Марина Христенко.
Название пьесы дало название и самому спектаклю, не слишком тонко намекая на то, какие события могут завертеться-закрутиться в бешеном ритме танца, стоит лишь принять одно поспешное необдуманное решение. Сюжет не содержит исторических и бытовых подробностей, но полон верой в человека, любовью и оптимизмом.
Видимо, подустав от привычной обыденности многолетней супружеской жизни, две соседки по одному двухквартирному дому – Лида Звягинцева (заслуженная артистка Карачаево-Черкесской Республики Нина Захарова) и Валя Арефьева (Юлия Турубарова (Боровская) – решились на необычный бартер, который разом все поменял в обеих семьях. Чем «махнулись»? Не поверите – мужьями! У Лидии накопилось много вопросов к своему Николаю, на этом фоне Валин Саня кажется ей гораздо более привлекательным со стороны. Да и Вале, в свою очередь, такой расклад кажется интересным. Ведь так часто чужое нам кажется лучше, чем свое!
И вот уже понеслась кадриль, кружа голову чередой событий, стремительно развивающихся и не подвластных даже нашим героиням. Уже не очень рады женщины такому повороту, но несет их, раскручивает, с риском сломать все нажитое десятилетиями. Свою лепту в семейные перипетии вносит еще одна соседка – Макеевна, в живом фактурном исполнении артистки Сульсаны Аджиевой.
Актеры неоднократно выносят свои «разборки» в партер, тем самым еще больше вовлекая зрителя в сюжетную линию. Ну, как не сопереживать этим простым деревенским женщинам, которые не меньше городских хотят любви, внимания, заботы, а главное – хоть чуточку романтизировать, оживить свои опустившие крылья отношения, в одночасье задремавшие под ежедневный и нескончаемый будничный перестук. Неизвестно, правда, захотят ли сами мужья – Саня Арефьев (заслуженный артист Карачаево-Черкесской Республики Степан Дубицкий) и Николай Звягинцев (артист Аслан Астежев) принимать участие в женских интригах, а главное – как к этому отнесутся соседи!
Но, стоп, не будем неискушенному зрителю раскрывать всю дальнейшую интригу спектакля. Скажу только, что все пятеро актеров, занятых в этом спектакле, не просто играют на сцене, а буквально проживают все сюжетные повороты. На фоне простых декораций они образно и сочно создают действительно яркие, порой фольклорные картинки деревенской жизни в прибайкальской глубинке, вовлекая зрителя во все переживания и выяснения. Я тоже была на спектакле и видела – равнодушных не было! А это значит, что директор театра Хасан Биджиев снова не ошибся в выборе темы и жанра.
– До этого мы поставили спектакли для более молодой публики, остановив свой выбор на таких великих русских классиках, как Чехов и Островский. А вот для зрителя среднего и старшего поколений решили попробовать пьесу «Прибайкальская кадриль». Автор пьесы Гурин – один из лучших писателей современности, тут мы сошлись во мнении с Бирюковым. В итоге он приехал, поставил, и вот что вышло! – рассказывает Хасан Якубович.
По его словам, людям постарше больше по нраву деревенские сюжеты, эмоции, тревоги и волнения простых людей. Это всегда западает в душу и не может не впечатлить.
– Как и в пьесе «Любовь и голуби», люди здесь добродушные, искренние. Наверное, этим берут и увлекают нас десятилетиями такие нестареющие истории, – говорит Биджиев.
Полностью соглашусь с директором театра – чем проще история взаимоотношений, чем более она чистосердечна и задушевна, тем с большим удовольствием смотрится. Видно, нам всем не хватает подобных откровений, когда вокруг так много грустного, серого, обыденного. И потому милые старомодные комедии всегда современны.
Хочется и еще кое-что добавить. Особая прелесть таких спектаклей в том, что они не опустошают душу, выпуская из зрительного зала с кучей тревожных мыслей и гнетущих вопросов. Напротив, спектакль «Прибайкальская кадриль» рождает в душе надежду на то, что всё будет хорошо. И это очень правильно!
Справка
Имя заслуженного деятеля искусств России Валентина Бирюкова хорошо известно в театральных кругах не только Ставрополья, но и России. Более тридцати лет Валентин Валентинович является режиссером Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова. Его знают и любят как талантливого мастера тонкой психологической драмы, умной и веселой комедии, яркого трагифарса.
{{commentsCount}}
Комментариев нет