Кто народной памяти достоин, тот живет бессмертно на земле
Десятого января исполнилось 100 лет со дня рождения народного поэта КЧР, писателя, публициста Азамата Суюнчева
Своей многогранной деятельностью Азамат Алимович внёс неоценимый вклад в развитие карачаевской литературы, обогатив её новым содержанием, жанровым многообразием и высоким художественным уровнем.
Судьба поэта
Жизнь Азамата Суюнчева в полной мере отражает судьбу и нравственные ценности поколения, к которому он принадлежал: любовь к Родине, честность, добросовестность, чувство справедливости.
Его отец, Алим Суюнчев, славился в народе как сказитель и хранитель народной мудрости, и, видимо, легенды и предания, запавшие в юную душу Азамата, укрепили в нём художественное восприятие мира. Ещё в школе он начал писать стихи и был лучшим декламатором произведений классиков.
В 1935 году зажиточный крестьянин Алим Суюнчев был раскулачен, дом и имущество конфисковали. Многодетная семья бедствовала, мать билась изо всех сил, чтобы прокормить семью, отец уехал на заработки. После окончания 7-го класса Азамат с братом Юсуфом уезжают в Микоян-Шахар и в 1938 году поступают на рабфак, где платили стипендию. Здесь любознательный юноша знакомится с видными карачаевскими поэтами Касботом Кочкаровым, Исмаилом-джырчи Семёновым, Даутом Байкуловым, Иссой Каракотовым и другими, оказавшими большое внимание на начало его творческого пути.
Великая Отечественная война застала Азамата курсантом пехотного училища в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ), а в 1942 году он принял участие в боях на Дону, где был тяжело ранен. За мужество и отвагу, проявленные на передовой, А. Суюнчев был награждён орденом Отечественной войны II степени и медалями.
Вместе со своим народом он пережил суровые годы депортации, и жизнь проверяла его на прочность, когда он, выходец с Кавказа, водил караваны с верблюдами в пустынях Кызыл-Кума, участвовал в освоении целины в Казахстане, учился в Чемкентском пединституте, работал в казахской школе. Он был одним из немногих литераторов, поднявших голос протеста против репрессий в СССР, являясь автором «Азиатской тетради», где отражены боль и трагедия несправедливо наказанного народа.
По возвращении на родину Азамат Алимович поступает на учёбу в Кабардино-Балкарский университет, оканчивает аспирантуру. Долгие годы он работал в системе народного образования, читал курс фольклора и истории карачаевского народа в КЧГПИ, помогал в становлении молодых авторов.
Рано ушла из жизни его первая жена, Любовь Петровна Лукина, разделившая с мужем все тяготы ссылки в Средней Азии. Их дети, Олег и Татьяна, стали учёными. Но, к сожалению, сын, талантливый биотехнолог, автор многих уникальных научных разработок, ушёл из жизни тремя годами раньше отца, и они покоятся рядом на кладбище в Новой Джегуте. Дело Олега Азаматовича продолжает его дочь Бэлла, доцент кафедры прикладной биотехнологии Северо-Кавказского федерального университета.
Другом, ценителем его творчества, хранителем литературного дома-музея Азамата Суюнчева была его вторая жена, Елизавета Ахматовна. За 10 лет своего существования этот очаг духовности, пройдя проверку временем, стал необходимым атрибутом культурной жизни Карачаевска, о чём свидетельствуют многочисленные экскурсии и восторженные отзывы почитателей. В наследство Азамат Алимович оставил поэтическое завещание: «Чтобы звучали голоса певцов родной земли моей, в своём жилище напоказ я открываю литмузей. Пусть на крыльце его Пегас встречает дорогих гостей. Пусть песней славится Кавказ, я приглашаю вас в музей!»
Твои стихи мне крылья дали…
Народный поэт Карачаево-Черкесии Азамат Суюнчев слил воедино в своем творчестве – как соединяются быстрые горные потоки в бурную реку – два источника поэтического вдохновения: брызжущий свежестью языка национальный фольклор и романтический водопад русской классической лирики. Подобно русским литераторам, вышедшим из «Шинели» Н. Гоголя, поэты Кавказа с полным правом могут сказать, что они «вышли» из бурки М. Лермонтова, взращенные, как горные орлы, под её бесконечным крылом…
«Твои стихи мне крылья дали, Мечте – стремительный полет», – признавался в любви к великому русскому поэту А. Суюнчев, не скрывая ни имени кумира, ни факта своего ученичества у классика. Кроме любви к поэзии и Кавказу их объединяет ещё одно, но уже печальное обстоятельство: оба в молодые годы оказались в ссылке.
В цикле «Песни изгнания», состоящем из трех стихотворений («Жалоба изгнанника», «Надежда» и «Говорят: «Забудь!»), Азамат Суюнчев, помня, прежде всего, о своем народе, стремится постичь тайну его судьбы, не надеясь на милость тирана:
Просьб моих не услышать ушам властелина,
И дойдут ли молитвы мои до небес?
И за что мой народ так страдает безвинно,
Почему хочет деспот, чтобы род мой исчез?
А ведь это стихотворение написано при жизни И. Сталина, в 1946 году! Остается только подивиться смелости карачаевского юноши, не побоявшегося прямо назвать зло злом в то время, когда об этом страшно было даже подумать. Но недаром стихотворение называется «Надежда» – она-то и помогла встретить радостный день освобождения.
Пепел войны стучит в сердце поэта, и он снова и снова возвращается к героическому и трагическому прошлому в стихотворениях «Баллада о горном орле», «Баллада о девичьей косе», «Вручали герою Звезду Золотую» и других.
«Баллада о горном орле» построена на фактическом материале – это героическая гибель русского летчика, павшего в боях за перевалы Кавказа в годы войны. Авторское воображение воссоздает нам образ славного воина, тело которого хранилось в леднике, «как в хрустальном саркофаге». Героя-летчика автор сравнивает с орлом, парящим в небе, – символом мужества и отваги. Поэт использовал выразительные метафоры («ледник искрится», «в зеркале стекла»), сравнения («будто в лед впечатан облик птицы – крылья распростертого орла») и другие художественные средства и заключает: «Кто народной памяти достоин, тот живет бессмертно на земле».
В стихах Азамата Суюнчева много солнца и огня. Даже в любовной лирике (стихотворения «Княгини дум моих», «Рождение любви», «Нечаянная радость» и др.) пылает не обычный огонь страсти, а огонь, опаляющий наши души. «Зачем такой огонь ты разожгла?» – вопрошает влюбленный лирический герой из стихотворения «Тоска влюбленного». Но все так же скачут в мистическом пространстве «сто тысяч пламенных коней» (стихотворение «Как я боюсь тебе признаться…»). Что это за кони? Может, те, которые символизируют собой в фольклоре удачу? А может, судьбу? Ведь недаром поэт говорит:
Промчится юность, словно конь,
И не угонишься за ней,
Но береги его огонь,
Спеши творить добро скорей!
Стихи карачаевского поэта наполнены «радостным чувством свидания с красотой мира». Вечная тема поиска счастья волнует А. Суюнчева («Шаг к счастью», «В этом мире», «Птица счастья», «Мечта», «Долголетие» и другие).
Не только в карачаево-балкарском или русском, но и в мировом фольклоре вообще символика образов имеет единые значения. Эти значения – осколки древнейшего пра-языка, на котором говорили наши предки. Древнее образное мышление сохранилось почти в первозданном виде в поэтическом словаре любого народа, поэтому в кладовых карачаевского устного народного творчества скрыты неисчислимые запасы истинной поэзии.
В сюжет баллады «Алёнушка» включен фольклорный мотив русской народной сказки и горской легенды о том, как игрой на свирели зовут погибшего, и он всплывает из реки или озера. Лирический герой зовет с собой героиню на поиски погибших. Поэт использует ассоциации картины В. Васнецова «Алёнушка», вводит элементы символики, сближает временные пласты. Алёнушка – символ женщины, потерявшей близкого, символ тоски, печали, горя. Она сравнивается с плакучей ивушкой, «песнью прощальной, ушедшей в даль Руси». В стихотворении не просто углубляется образность, а проясняется общечеловеческий смысл военной трагедии.
Азамат Суюнчев умело использовал эстетическое и этическое богатство фольклора. Например, река в его лирике – символ жизни и судьбы, которая вся – в руках человеческих:
Пусть разольется широко
Река большой судьбы твоей,
Хотя до устья далеко –
Спеши, твори добро скорей!
Призыв «Спеши творить добро!» – самый главный в философии любого народа, в том числе и карачаевского. В балладе «Воспоминание о детстве» лирический герой А. Суюнчева хранит самое святое – завещание матери:
Но слышу голос матери и ныне:
– Будь добрым, сын!
Что сделал, что имеешь, –
Все отдавай, не сомневаясь, людям.
Этот добрый душевный свет горит в его поэзии и будет гореть всегда…
Время подтвердило правоту «голоса поэта» и дает нам основание утверждать вслед за Евгением Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт!»
Досье
Азамат Суюнчев родился 10 января 1923 года в карачаевской крестьянской семье в ауле Джегута. По образованию – учитель русского языка и литературы средней школы. После окончания аспирантуры по специальности «Литература народов СССР» с 1968 до 1983 года работал на кафедре карачаевской и ногайской филологии Карачаево-Черкесского государственного педагогического института. Им написаны более 1000 стихотворений, десятки поэм, рассказов, повестей, около 100 литературных портретов современников. Азамат Алимович является автором более 30 книг художественной литературы и научных трудов. По мотивам очерков А. Суюнчева созданы телефильмы «Полководец» о генерале С. Магометове, «Человек-легенда» о Герое России Д. Узденове (ГТРК «Карачаево-Черкесия», 2001-2002 г.г.). На стихи поэта композиторами Северного Кавказа и Москвы написано около 200 песен.
{{commentsCount}}
Комментариев нет