Мы умирали, город жил
80 лет назад, 18 января 1943 года, войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо немецко-фашистских оккупантов
Благодаря этой операции был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога. 7 февраля 1943 года в Ленинград, после полуторагодового перерыва, пришел первый поезд с Большой земли.
Впервые о чудовищной блокаде мы, семиклассники, узнали от нашей учительницы по истории Валентины Петровны Барановой. Коренная ленинградка, она плакала каждый раз, рассказывая нам о постепенном замирании жизни в обезлюдевшем городе, в котором пульсировал лишь метроном; о голодном изнеможении людей, бесчисленных трупах на улицах… О людях, в которых еле держалась душа, но они шли, ползли к Неве за водой. О том, как ее мама рассказывала Вале и ее старшей сестре о том, как по скрипучему снегу стекались в зал филармонии, который был в двух шагах от их дома, люди, все в валенках и тулупах, чтобы послушать знаменитую «Седьмую симфонию» Шостаковича… А фильм об этом знаменательном событии, посвященный мужеству осажденного города и невероятному полету духа ленинградцев, мы с вами смогли увидеть лишь в 2021 году.
Пройдут годы, и я, уже будучи журналисткой, поеду делать материал о ветеране Великой Отечественной войны, человеке, по-своему влюбленному в Ленинград, защищавшему его, – Ибрагиме Хасанове. Рассказ ветерана меня потрясет так же, как и рассказ Валентины Петровны…
После того, как Ибрагим с отличием окончил педагогический техникум в Микоян-Шахаре, его направили в Ленинградский коммунистический институт имени Крупской.
– Я чувствовал себя самым счастливым человеком на свете, – вспоминал Ибрагим Кази-Магомедович, – я – студент одного из лучших институтов страны, буду учиться в самом красивом, в самом величавом городе страны. Меня с нетерпением будут ждать самые лучшие в мире родители, братья и сестры, а тут война…
Сначала Ибрагима направили в запасной полк в Вологду, оттуда в качестве старшего разведчика группы, состоящей из 16 человек, в Эстонию…
Тяжелых боев на его долю выпало немало в разных городах и весях, но Ибрагим знал, он должен выжить, просто обязан выжить, чтобы узнать о судьбе своих братьев, которые также в первые дни войны ушли на фронт. Откуда ему было знать, что под Сталинградом, не дожив до легендарного разгрома немцев в Сталинградской битве 1943 года, погибли Магомед и Ханафий, Манаф пропал без вести под Севастополем, затем сложили свои головы Харун, Мудалиф, Осман…
Под Нарвой часть, в которой воевал Ибрагим, попала в окружение. На военном совете было решено: каждый выбирается поодиночке, кто как может. Ибрагим решил переправиться через реку Нарва, которая несла свои воды вдоль границы Эстонии и Ленинградской области, со своим любимым конем. Они долго плыли вместе, но на середине реки их настигло громадное бревно, и чтобы обогнуть его, требовалось плыть против течения. Конь стал тонуть…
Но только лишь когда воды сомкнулись над верным другом, печально-обнадеживающе ржавшим до последней минуты, Ибрагим взобрался на бревно, которое по счастливой случайности развернулось в воде и понесло его не к Финскому заливу, а к спасительному ленинградскому берегу.
Потом был Ораниенбаум, с плацдарма которого 2-я ударная армия, куда попал Хасанов, наносила удары по стрельнинско-петергофской группировке немцев. Затем началась битва за Ленинград, который был в 30 километрах и изнемогал от голода и холода. Кстати, в Ораниенбауме была точно такая же обстановка. В одном из боев в Петергофе Ибрагима тяжело ранило.
Далее ему не довелось воевать. Но после войны, а точнее, после того, как его народ вернулся на родину из депортации, он первым делом поехал в Ленинград. И долго сидел на лавочке на Васильевском острове, вспоминая… Нет, не о своих ратных подвигах вспоминал солдат. Он вспоминал своих однополчан, своего верного коня. Вспоминал о том, как мать его друга Николая всю еду отдавала в блокаде малолетней дочери, а сама умерла.
Но все перевесил неизбывный патриотизм жителей города – они не сдавались, они выстрадали его нерушимость и славу в этой жестокой войне.
«Мы умирали – город жил, исполнен малых наших сил», – напишет спустя годы петербуржец Глеб Семенов. И это правда. Город на Неве выстоял. А день снятия блокады – 27 января – стал Днем воинской славы России!
Кстати,
Президент России Владимир Путин потребовал от правительства и региональных властей самым ответственным образом подойти к подготовке мероприятий в память о снятии блокады Ленинграда. Впереди у страны две важные исторические даты. 18 января исполняется 80 лет со дня прорыва блокадного кольца вокруг непокоренного города, а в 2024-м – 80-летие его полного освобождения от блокады.
{{commentsCount}}
Комментариев нет