День республики № 6 от 24.01.2023

Совместимы ли труд и учеба?

25 января в 15:16
3 просмотра
Светлана АЛИЕВА, заведующая кафедрой Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, доктор социологических наук
Светлана АЛИЕВА, заведующая кафедрой Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС, доктор социологических наук

В настоящее время в соответствии со статьей Закона «Об образовании в Российской Федерации» привлечение совершеннолетних обучающихся без их согласия и несовершеннолетних без согласия родителей к видам трудовой деятельности, которая не предусмотрена образовательной программой и не входит в учебный план, является принудительным трудом.

Это находит подтверждение в высказываниях некоторых сердобольных родителей, которые считают, что вовлечение их детей в трудовую деятельность в школе представляет собой не что иное, как эксплуатацию детского труда. Следовательно, вовлечение в трудовую деятельность школьников представляется как принуждение.

Проблема заключается в терминологической неопределенности. С одной стороны, в современном понимании труд – это деятельность по созданию потребительской стоимости. Поэтому, многие родители не видят ничего предосудительного в том, что их дети могут выполнять работу, которая должна оплачиваться. К тому же многие современные педагоги подчеркивают роль такого труда как средства формирования финансовой грамотности. Однако к предлагаемым инициативам не стоит относиться, как к «использованию труда», поскольку речь идет о трудовом воспитании.

Трудовое воспитание несколько утратило свое смысловое значение как в современной педагогической науке, так и в педагогической практике. Это объясняется тем, что долгое время происходило постепенное выхолащивание трудового воспитания в школе как основы формирования гармонично развитой личности. Именно поэтому сегодня мы наблюдаем тот факт, что в школьном образовании внимание уделяется преимущественно интеллектуальному труду и недооценивается важность продуктивной трудовой деятельности.

Между тем, ценность трудового воспитания заключается в том, что школьник приобретает навыки работы в команде, учится самостоятельно решать проблемы, осознает необходимость самосовершенствования и др. В противном случае на выходе можем получить инфантильных молодых людей, не готовых преодолевать трудности. Отсюда формирование установки на получение материального благополучия без значительных усилий и снижение престижа рабочих профессий.

Таким образом, изменив норму о запрете привлечения школьников к труду, появляется возможность формирования социальных моделей поведения школьников, где главными будут такие качества, как чувство гордости за результаты своего труда, уверенности в своих силах, ответственности перед другими участниками за порученное дело.

Справка

В советский период предпринималось несколько попыток внедрить эту систему в систему образования. Последняя попытка наладить в советской школе настоящее трудовое воспитание была предпринята в 1984 году. Перестроечная концепция общего среднего образования оставляла школе лишь функцию обучения, а воспитание (в том числе трудовое) предписывала проводить отдельно от школы.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
мнение Мнение эксперта образование общеобразовательные учреждения общественно-полезная деятельность привлечение несовершеннолетних к труду принудительный труд Светлана Алиева Северо-Кавказский институт РАНХиГС СКИ РАНХИГС трудовая деятельность трудовая деятельность в школе трудовое воспитание школа школьники экспертное мнение эксплуатация детского труда