День республики № 7 от 26.01.2023

Как укротить «цифровых гигантов»

27 января в 15:25
1 просмотр

На заседании Общественного совета при УФАС России по КЧР утвердили новый состав совета, а также обсудили последние изменения и новшества в антимонопольном законодательстве.

Открывая заседание, секретарь Общественного совета, заместитель руководителя УФАС России по КЧР Инус Матакаев прежде всего поблагодарил прежний состав ОС за сотрудничество, прогрессивную работу и грамотный общественный контроль, а также выразил надежду на то, что новый состав будет работать не менее плодотворно.

– Общественный совет и дальше остается совещательно-консультативным субъектом общественного контроля при территориальном органе. Не меняются и приоритетные направления его работы, – подчеркнул он.

Кандидатуру председателя Общественного совета участники заседания поддержали единогласно. Им был избран руководитель КЧРО ООО «Деловая Россия» Эльдар Кишмахов. Присутствующие поочередно выразили свое мнение о кандидате, отметив в первую очередь компетентность, профессионализм, умение не только видеть проблемы, но и находить верные решения. Всего в новый состав Общественного совета при УФАС РФ по КЧР вошло 10 человек.

Какие риски несет цифра

Переходя к обсуждению следующего вопроса, Инус Матакаев сообщил о законопроектах, направленных на развитие конкуренции в России в рамках Национального проекта развития конкуренции, особо отметив актуальные изменения в действующем законодательстве в ушедшем году.

Особое внимание заместитель руководителя региональной антимонопольной службы уделил принятому Госдумой 10 ноября в первом чтении пятому антимонопольному пакету, который регулирует работу цифровых платформ в России.

– Цифровизация экономики кроме благ несет в себе и риски, связанные с монополизацией товарных рынков, возможностью злоупотребления рыночной властью со стороны «цифровых гигантов» в ущерб интересам потребителей, – сказал Матакаев, отметив, что новый документ распространяет действующий в других сферах запрет на злоупотребление доминирующим положением на маркетплейсы и агрегаторы, если они оказывают существенное влияние на смежные рынки и получили более 2 млрд руб. выручки за последний календарный год.

В последние годы стремительное развитие цифровых технологий приводит к появлению новых антиконкурентных практик, которые действующее законодательство не покрывает. Сетевые эффекты, то есть влияние интернета на спрос и количество клиентов, могут серьезно сказываться на других рынках и отраслях.

– Чем больше людей пользуется сервисом, тем притягательнее он становится для новых пользователей и других групп потребителей – рекламодателей, разработчиков приложений, водителей такси и т. п., таким образом растет «сетевой эффект компании». При злоупотреблении им компания может оказывать влияние на условия обращения товара на своей платформе, а также устранять конкурентов или мешать их выходу на рынок, – пояснил Инус Матакаев.

И теперь принятый в первом чтении законопроект не позволит платформам проявлять «рыночную власть», давить на производителей и поставщиков, а значит, манипулировать ценами. Напомним, ранее ФАС настаивала на том, чтобы расширить действие законопроекта также на поисковики и социальные сети.

Завершая свое выступление, спикер напомнил, что основная задача Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации заключается не в регулировании ценообразования на том или ином товарном рынке, а в том, чтобы не допускать нарушений законодательства и пресекать действия по ограничению конкуренции, которые могут проявляться как в действиях одного доминирующего на рынке участника, так и в сговоре участников рынка в области ценообразования или вытеснения с рынка конкурентов.

О жалобах и нарушениях

В рамках следующего вопроса событийной повестки главный специалист-эксперт УФАС России по КЧР Мурат Баисов осветил актуальные вопросы практики рассмотрения жалоб на действия или бездействие юридического лица, организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии в порядке, установленном федеральным законом «О защите конкуренции».

Он сообщил, что в рамках осуществления полномочий по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольным управлением в 2022 году было рассмотрено 66 жалоб, из которых 53 – по земельным торгам. При этом Баисов отметил рост числа жалоб на действия организатора торгов в ходе реализации имущества должников в порядке, установленном ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)».

Также докладчик обратил внимание на то, что из всего объема поступивших в УФАС по КЧР жалоб по-прежнему доминируют (80%) нарушения, допущенные при проведении торгов по предоставлению прав на земельные участки. При этом он представил вниманию присутствующих обобщенный сотрудниками УФАС перечень стандартных нарушений, допускаемых уполномоченными органами при организации и проведении аукционов по предоставлению прав на земельные участки в КЧР.

В числе прочего, среди распространенных нарушений, допускаемых организаторами торгов при формировании формы заявки на участие в аукционе, Баисов отметил сокращенный срок подписания договора аренды либо купли-продажи земельного участка, неправомерный отказ в регистрации участия в аукционе, включение в форму заявки на участие в аукционе противоречащих законодательству условий.

Далее замначальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС Марат Байрамуков рассказал о правоприменительной практике за 2022 год, сопровождая доклад примерами рассмотренных дел.

Справка

Федеральная антимонопольная служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
2022 Актуально антимонопольная политика антимонопольная служба антимонопольное законодательство доклад жалоба закон "О защите конкуренции" законопроект заседание Инус Матакаев итоги КЧР КЧРО ООО "Деловая Россия" Марат Байрамуков Мурат Баисов нарушение антимонопольного законодательства нарушения закона нарушения при проведении торгов Национальный план развития конкуренции в РФ новый состав совета общественная организация "Деловая Россия" общественный контроль Общественный совет при УФАС России по КЧР правоприменительная практика развитие конкуренции реализация имущества должников регулирование ценообразования УФАС России по КЧР ФАС России цифровая платформа цифровая экономика цифровизация цифровой маркетинг цифровые технологии Экспертный совет УФАС РФ по КЧР электронные сервисы Эльдар Кишмахов