Шедевры отечественной фотоиндустрии
Leica II – предшественница ФЭДа
В 20-х годах прошлого века большинство выпускавшихся в мире фотокамер были пластиночными. Господствовал «открыточный» формат – 9 х 12 см, что позволяло практиковать контактную фотопечать непосредственно с негатива. Несколько позже их стали заряжать появившимися в продаже плоскими фотоплёнками. Это было удобнее – их невозможно было разбить, но главные неудобства по-прежнему сохранились. Фотоаппараты были громоздкими и неудобными в работе. Каждый новый кадр требовал установки новой кассеты, для наводки на резкость по матовому стеклу требовались крепление камеры на штативе и её затенение от внешнего света. Установка фокуса по шкале дистанций не гарантировала получение резкого снимка. Правда, можно было добиться этого сильным диафрагмированием объектива (до 1/32!), но за это приходилось «платить» длинными выдержками, иногда более 5 секунд, а значит, всё же применять штатив. По этим причинам ни о какой оперативной фотосъёмке быстро протекающих событий не могло быть и речи.
Следует также иметь в виду, что светочувствительный слой, в котором формируется под действием света изображение, состоял из соединений серебра, а оно всегда было дорогостоящим материалом. Соответственно, и каждая фотография имела сравнительно высокую цену.
Дальнейшее развитие фотографии требовало создания новой фотокамеры. Во-первых, лёгкой, многозарядной, пригодной для оперативной съёмки, а во-вторых, со значительно меньшим расходом фотоматериала.
Первой такой фотокамерой стала знаменитая «Лейка». Именно эта модель пришла на смену громоздким будкам с черной накидкой, которые теперь можно увидеть разве что в исторических фильмах. Изобрел её Оскар Барнак, и если бы в те времена он не познакомился с оптиком Эрнстом Лейтцем, то вполне вероятно, что мир так и не увидел бы это гениальное изобретение. Оскар Барнак не оканчивал учебных заведений, у него не было высшего образования. Он мечтал стать художником, но, поскольку эта профессия в то время не могла обеспечить достойную жизнь, ему пришлось стать слесарем. Всё же, искусство по-прежнему влекло к себе, и Барнак начал заниматься пейзажной фотографией. Однако для этого дела в начале ХХ века необходимо было обладать богатырской силой и крепким здоровьем. Ведь для того, чтобы делать фотоснимки, приходилось носить много аппаратуры: тяжёлую фотокамеру, металлические кассеты с фотопластинками, штатив и многое другое. Тогда Барнак и задумался о создании легкого фотоаппарата.
В 1910 году он поступил на работу в лабораторию оптики и микроскопов, владельцем которой был Эрнст Лейтц. Его посетила смелая идея о создании аппарата, в котором вместо кассет с пластинками будет использоваться киноплёнка. Создав первые две таких фотокамеры, Оскар подарил одну из них своему руководителю Эрнсту. Тот пришёл в восторг от полученного подарка, но не стал сразу начинать производство этой модели, предложив её усовершенствовать. Сделать это помешала Первая мировая война.
Серийное производство началось лишь в 1924 году. Эрнст Лейтц сам придумал новое название, которое является аббревиатурой слов Leitz и Camera. Через год «Лейка» была представлена на ярмарке в Лейпциге, а уже к концу года было продано более полутора тысяч таких фотоаппаратов. Камера продолжала совершенствоваться, и вскоре появилась Leica II – малоформатная дальномерная фотокамера. Кроме того, Барнак изобрел и новый формат кадра фотопленки: 24х36 миллиметров. В кассету помещался рулон длиной 135 см, т. е. сразу на 36 кадров, сегодня такой тип плёнки так и называется – Формат 135. Именно Leica II и стала прототипом советского фотоаппарата ФЭД.
Надо заметить, что кроме использования плёнки, в «Лейке» нашли применение и другие технические новшества. Прежде всего, новый затвор. Затвор – это устройство, которое открывает свет, идущий от объектива, на время, необходимое для получения изображения. Пока чувствительность пластинок была низкой, затвором служила крышка объектива, которая снималась, «чтобы вылетела птичка», и надевалась через отсчитанные фотографом секунды. Но киноплёнка обладала значительно большей чувствительностью, и для получения снимка нужны были уже не секунды, а доли секунд, осуществить такую экспозицию вручную было невозможно. В больших камерах применялись так называемые «центральные» затворы – довольно сложные системы из нескольких металлических лепестков, которые устанавливались непосредственно за объективом. Они требовали очень высокой квалификации изготовителей, а также дорогих материалов. Поэтому в «Лейках» применили затвор другого типа шторно-щелевой. В отличие от центрального затвора он, как шторка, открывает и закрывает не световой поток от объектива, а сам фотоматериал в плоскости кадра. Такое устройство проще в изготовлении и не требует дорогих материалов.
Но самое главное новшество «Лейки II» – дальномер, сопряжённый с объективом. Оптика формирует в окуляре дальномера два одинаковых изображения объекта, а фокусировка, т. е. наводка на резкость, производится перемещением объектива в оправе. При этом одно из изображений неподвижно, а другое движется влево или вправо. Совмещение в окуляре дальномера этих двух изображений означает точную установку фокуса. Такой способ достижения резкости снимков сразу же получил широкое применение в очень многих аппаратах самых разных моделей, и «Лейка II» стала родоначальницей целого класса фотокамер, которые стали называться дальномерными.
С появлением «Лейки» возникло искусство фоторепортажа. Родоначальником этого жанра стал французский фотограф Анри Картье-Брессон, а его первым репортажным фотоаппаратом была «Лейка II». Фотографии Картье-Брессона обрели мировую известность – они поражали своей жизненной правдой, динамикой и эстетической насыщенностью. Главная роль в них всегда была отведена жизни простых людей. «Целыми днями я рыскал по улицам в напряжении, готовый в любой момент щелкнуть затвором, чтобы поймать жизнь в ловушку», – писал Картье-Брессон в своих воспоминаниях.
Таким образом, «Лейка II» в начале 30-х годов была самым передовым фотоаппаратом в своём классе, поэтому и была избрана для освоения нашей промышленностью. А уже в 1931 г. в СССР начался массовый выпуск киноплёнки, причём сразу на двух заводах – в Переславле-Залесском и в Шостке, а уже к 1933 году эта плёнка стала вполне доступной фотолюбителям. К этому времени подоспел и наш плёночный ФЭД!
Кстати,
конечно, все видели культовый снимок кубинского революционера Эрнесто Че Гевары. Эти изображения печатают на футболках, вешают на стену, разрисовывают портретами стены. Изображение является одним из самых знаковых образов во всем мире. Изначально этот портрет был сделан фотографом Альбертом Кордой в 1960 году на камеру Leica M2.
{{commentsCount}}
Комментариев нет