День республики № 12 от 07.02.2023

Сохранить для потомков

Ингушский истинг вошел в сотню шедевров нематериального наследия народов нашей страны

9 февраля в 09:48
5 просмотров
Молодые с интересом осваивают азы возрожденного ремесла
Молодые с интересом осваивают азы возрожденного ремесла

Презентация Антологии народной культуры в рамках Международного форума «Народная культура в XXI веке. Традиции и инновации» прошла в Санкт-Петербурге и была приурочена к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. В антологию вошли ремесла, обряды и праздники, эпические сказания, промысловые, песенные и танцевальные традиции народов России.

Учредителем проекта «Антология народной культуры Российской Федерации» является Министерство культуры РФ, организатором – Государственный Российский дом народного творчества.

Каждый регион представил один или несколько объектов, ценность которых определил экспертный совет по нематериальному культурному наследию. От Ингушетии в форуме принял участие Республиканский дом народного творчества имени К. Евлоевой, который представил технологию древнего искусства изготовления войлочных ковров с орнаментами из овечьей шерсти. Возрождением этого искусства в мастерской «Истинг» Республиканского дома народного творчества вот уже несколько лет занимается доктор исторических наук, этнограф, мастер ковроделия Зейнеп Дзарахова, которая трепетно сохраняет национальную технологию изготовления войлочных ковров с орнаментами. Этому делу она посвятила свои научные исследования, а также обучает желающих этому искусству.

Работа ингушского мастера и древняя технология изготовления ковров из войлока были высоко оценены экспертами.

«Для нас это признание стало одним из главных итогов того, чем мы занимаемся вот уже несколько лет, – говорит Зейнеп Дзарахова. – Внесение технологии изготовления ингушского традиционного войлочного ковра истинг в Антологию народной культуры России – это значимое событие, и большая заслуга в этом Республиканского дома народного творчества, который создал все условия для возрождения этого искусства и популяризации его среди подрастающего поколения, поскольку филиалы мастерской «Истинг» работают и в домах культуры многих сёл нашей республики».

Безусловно, создание антологии – это одно из ключевых событий Года культурного наследия народов России, объединивших большое профессиональное сообщество: ученых и специалистов-практиков по традиционной культуре.

«Благодаря поддержке коллег из регионов удалось организовать участие носителей традиций в презентации антологии, показать объекты не только на видео и в текстах, но и представить живое наследие», – отметила на встрече в Санкт-Петербурге директор Российского дома народного творчества Тамара Пуртова.

По ее словам, главная цель – привлечь внимание общественности к объектам, которыми каждый регион страны может гордиться, и помочь сохранить для потомков традиции и обряды.

Над составлением антологии эксперты работали около года, отметила первый заместитель директора, руководитель Государственного Российского дома народного творчества Мери Русанова. Само выявление объектов нематериального наследия проводилось значительно дольше. Объекты были выбраны в регионах и прошли согласование федерального экспертного совета. Часть явлений народной культуры, вошедших в антологию, выявлены в ходе фольклорных экспедиций, состоявшихся летом 2022 года.

В дальнейшем около тысячи буклетов отправятся в научные учреждения, дома народного творчества и в исследовательские институты регионов России. Ознакомиться со всеми объектами можно будет в государственной информационной системе в интернете. Сайт будет называться «Этнокультурное достояние народов России».

Работа в мастерской «Истинг» РДНТ продолжается, а между тем сертификат № 7, полученный Республиканским домом народного творчества Ингушетии, о включении технологии изготовления ингушского традиционного войлочного ковра истинг будет напоминать о значимости и важности сохранения именно ингушской технологии этого ремесла.

Лилия ХАРСИЕВА.
Интернет-газета «Ингушетия».

Кстати,

ковроделием и валянием из войлока в Ингушетии исторически занимались женщины. И слово «истинг» произошло от слова «истий» – «жена». Каждая ингушская девушка перед свадьбой валяла себе войлочные ковры в качестве приданого – работа могла занимать от 1 до 3 лет.

Л. ХАРСИЕВА
Поделиться
в соцсетях
Антология народной культуры Год культурного наследия народов России Год народного искусства Государственный Российский дом народного творчества Зейнеп Дзарахова изготовление войлочных ковров Ингушетия Интернет-газета "Ингушетия" Кавказ - наш общий дом ковроделие мастерская "Истинг" международный форум Мери Русанова Министерство культуры РФ народное ремесло научные исследования национальное искусство объекты нематериального наследия презентация Пресса Кавказа проект "Антология народной культуры РФ" ремесло Республика Ингушетия Республиканский дом народного творчества им. К. Евлоевой Санкт-Петербург Тамара Пуртова традиции традиционное народное искусство традиционное ремесло традиционные ремесла форум "Народная культура в XXI веке" этнограф Этнокультурное достояние народов России