День республики № 18 от 21.02.2023

Шедевры отечественной фотоиндустрии

22 февраля в 09:12
946 просмотров
2 комментария
«Хирурги», авторская фотография, сделанная в 1981 году первой моделью ФЭДа
«Хирурги», авторская фотография, сделанная в 1981 году первой моделью ФЭДа

Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3.

Рождение и жизнь ФЭДа

Прежде всего, расшифруем название этого фотоаппарата. Комбинат, на котором он производился, в 30-е годы принадлежал НКВД – Наркомату внутренних дел, которым руководил Феликс Эдмундович Дзержинский. По его инициалам и получила название марка фотоаппарата, как это показывает гравировка на крышке дальномера. Однако история фотоаппарата настолько интересна, что заслуживает, как минимум, отдельной книги. И такая книга была написана. Она называется «Педагогическая поэма». Её автор – Антон Семёнович Макаренко.

Дело в том, что одним из последствий Гражданской войны стало появление в стране сотен тысяч беспризорников, которые, как правило, пополняли преступные сообщества. Поэтому, наряду со становлением промышленности, борьба с детской беспризорностью стала важнейшей задачей Советского государства. Возглавлял эту борьбу Ф. Э. Дзержинский. Беспризорников собирали в школы-коммуны, где они трудились на стройках, в сельском хозяйстве, одновременно получали семилетнее образование и рабочие профессии. Это позволяло им в дальнейшем включаться в трудовую самостоятельную жизнь.

Одна из таких коммун находилась в Харькове, и А. С. Макаренко был её директором. Он считал, что исправить юных правонарушителей поможет не монотонный труд, а работа, которая может захватить и заинтересовать. Более того, педагог мечтал, чтобы его воспитанники создавали что-то по-настоящему прогрессивное, и он решил попробовать делать то, что многим казалось нереальным – выпускать копию легендарного немецкого фотоаппарата Leica.

В некоторых статьях пишется о том, что первые экземпляры этих копий делались «вручную, кустарным способом», но это, скорее всего, неправда. Дело в том, что даже при большом старании, сделать такую фотокамеру с помощью тисков и напильника невозможно. Для этого необходимо иметь специальные станки, средства для измерения с оптической точностью, например, измерительные микроскопы. Необходимо также оборудование для шлифовки и полировки оптических деталей и многое другое.

ФЭД, модель 1937 года. В этой модели появился механический автоспуск, позволяющий вносить задержку между нажатием на кнопку спуска затвора и его фактическим срабатыванием. Это дало возможность делать автопортрет (как теперь принято говорить - «селфи»), а также производить сложную съемку, при которой нужно предотвратить колебания камеры из-за нажатия на кнопку.
ФЭД, модель 1937 года. В этой модели появился механический автоспуск, позволяющий вносить задержку между нажатием на кнопку спуска затвора и его фактическим срабатыванием. Это дало возможность делать автопортрет (как теперь принято говорить – «селфи»), а также производить сложную съемку, при которой нужно предотвратить колебания камеры из-за нажатия на кнопку.

Работа начиналась крайне трудно. Не хватало специалистов, особенно инженеров и техников, а квалификация рабочих ещё не дотягивала до необходимого уровня. В процессе освоения производства постоянно возникали вопросы технологии, выявились проблемы с некоторыми материалами. Например, для изготовления шторок затвора понадобилась тонкая прорезиненная ткань. Шёлковая лента чёрного цвета нашлась довольно быстро, но процесс её пропитки резиной оказался не столь простым, его наладка потребовала времени и усилий. Особенно много трудностей было при изготовлении объектива. Объектив для «Лейки» – Elmar – был разработан в 1902 г. на фирме «Карл Цейсс» и считался лучшим в своём классе. Но для его создания требовались два разных сорта оптического стекла, причём, со строго определёнными свойствами. Производство таких стёкол в Ленинграде только налаживалось. И всё же выпуск объективов был освоен. Поначалу они получили название «ФЭД», но, поскольку в стране быстрыми темпами шла индустриализация, его переименовали в «Индустар».

Разумеется, без содействия Наркоматов промышленности, финансов и других ведомств решить все проблемы было невозможно. Но, благодаря общим усилиям, трудовая коммуна вскоре превратилась в крупный промышленный комбинат. В его работе участвовали учёные из Ленинградского государственного оптического (ГОИ) и Харьковского политехнического институтов. Производство стало современным, насыщенным сотнями станков и приборов, среди которых были и зарубежные.

Однако главная проблема запуска производства заключалась даже не в технологиях и материалах, а в подготовке из практически неграмотных ребят сотен специалистов нужной квалификации, способных выполнять весьма тонкие, точные операции. И можно с уверенностью сказать, что метод педагога А. С. Макаренко оказался верным – бывшие беспризорники стали мастерами и составили настоящий трудовой коллектив.

Массовый выпуск модели фотоаппарата «ФЭД» начался в 1934 году. До конца года было изготовлено 1800 шт., а в следующем, 1935, году – 15 тыс. аппаратов.

Фирменная гравировка на верхней крышке фотоаппарата, сделанная вручную
Фирменная гравировка на верхней крышке фотоаппарата, сделанная вручную

В 1941 году завод эвакуировался в город Бердск Новосибирской области, но производство удалось восстановить уже в 1942 году. Здесь была освоена новая модификация аппарата – «ФЭД Командирский». Он отличался большим диапазоном выдержек и объективом большей светосилы – 1:2. После окончания войны, в 1948 году, после нескольких перемещений по стране завод ФЭД вновь возобновил работу в Харькове. Первое время он продолжал выпуск камер «ФЭД», полностью соответствовавших довоенной модели.

В послевоенное время конструкции фотокамер Харьковского завода постоянно совершенствовались. В 1955 году вышел первый фотоаппарат собственной конструкции – ФЭД-2. В ней применялся новый просветлённый объектив «Индустар-26», а главное новшество состояло в том, что видоискатель был совмещен с дальномером. Теперь наводку на резкость можно было производить, не отнимая глаза от окуляра. С 1958 года у новой модели появились автоспуск, синхроконтакт для лампы-вспышки, и она стала базовой для целого семейства фотоаппаратов ФЭД. Последним аппаратом этого семейства стал «ФЭД-5С», снабжённый фотоэкспонометром.

Закончилась история фототехники с логотипом ФЭД выпуском автоматической камеры «ФЭД-50» в начале 90-х. Всего же за свою историю завод выпустил несколько миллионов экземпляров различных фотокамер. Крупные партии этих аппаратов шли на экспорт.

Несколько слов о качестве снимков, сделанных ФЭДом. В моей коллекции есть аппарат ФЭД 1937 года выпуска. Он абсолютно надёжен, исправно работает до сих пор и в прошлые годы использовался мной довольно часто. Он весьма компактен, особенно со складным объективом и относительно лёгок. Что касается качества снимков, мне трудно судить, каковым оно было на плёнках 30-х и 40-х годов. Но на плёнке Фото-65 они выглядели совсем неплохо. Для примера привожу фото, сделанное в начале 80-х годов ХХ века.

Продолжение.

Кстати,

хотя конструкция «Leica II» осталась базовой для нового фотоаппарата, но многие недостатки немецкой модели были устранены. Управлять фотокамерой стало намного удобней. В немецкой модели много времени занимала зарядка кассеты в нижней части фотоаппарата. Наши разработчики предложили более удобную конструкцию: сняв заднюю крышку, пленку зарядить сможет даже начинающий фотолюбитель.

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
Владимир Романенко история история техники фотоаппарат фотоаппарат "Лейка" фотоаппарат "ФЭД" фотографии фотоиндустрия фотокамера