День республики № 23 от 07.03.2023

По зову сердца

9 марта в 14:13
51 просмотр
Марьяна Орзалиева работает в военном госпитале в зоне СВО
Марьяна Орзалиева работает в военном госпитале в зоне СВО

В зоне специальной военной операции на Украине находится наша землячка, уроженка Черкесска, медицинский работник Марьяна Орзалиева. Она не понаслышке знает, что даже в условиях войны женщина остается женщиной.

Не так давно на статусе в ватсапе у своей ближайшей соседки Бэллы Ганшоковой я увидела фото симпатичной девушки в военной форме, да еще с оружием в руках. Присмотревшись, обратила внимание, что девушка не просто симпатичная, а настоящая красавица – стройная брюнетка модельной внешности с огромными, выразительными глазами. И каково было мое удивление, когда я узнала в ней малышку-смуглянку, которая когда-то частенько приезжала в гости к моим соседям – своим родственникам, резвилась у них во дворе, бывало, и к нам заскакивала со своим младшим братиком. Да, Марьяшка выросла и расцвела…

Бэлла с радостью поделилась со мной номером телефона Марьяны, но предупредила: «Не звонить! Но писать можно. Когда у нее будет возможность, она ответит». Это и понятно, военный устав нарушать нельзя, даже родственникам запрещено звонить, бойцы сами выходят на связь.

Ответы на свои сообщения-вопросы, адресованные Орзалиевой, я получила почти сразу – у Марьяны, к счастью, выдалось свободное от работы время, и она ответственно подошла к моей просьбе рассказать о себе…

Марьяна родилась в самую середину лета 1989 года. Окончив Хабезский лицей, поступила в Кисловодский медколледж. После успешного завершения учебы она сразу же устроилась на работу по специальности в одной из кисловодских клиник, поскольку, еще будучи студенткой, прекрасно зарекомендовала себя во время учебной практики. Тринадцать лет она посвятила своей профессии за пределами Карачаево-Черкесии.

В Кисловодске Марьяна встретила свою «вторую половинку». Поженились… Родились двое прекрасных сыновей: Ислам и Умар. Однако душа тянула Марьяну на родину. Тоска по родным местам, а еще более – нескончаемая тоска по матери, не так давно ушедшей из жизни, определили ее дальнейшее место пребывания.

Да, именно пребывания, потому что каким-то внутренним чувством ощущала, что скоро все изменится…

Началась пандемия. Марьяна, оставив работу медсестры-анестезиста в Карачаево-Черкесском перинатальном центре, по зову сердца пошла работать в ковидный госпиталь. Видно, такова ее натура – следовать туда, где в ней особо нуждаются. Во всяком случае, она была в этом уверена.

«Все, кто со мной тогда работал в ковид-госпитале, полностью разделяли мое мнение. Конечно, были и такие, кому важна была высокая зарплата, не сравнимая с той, что платили в обычных клиниках. Но все без исключения старались выполнять свои обязанности добросовестно. Мы радовались каждой спасенной жизни и горевали из-за людских потерь, которые, увы, были неизбежными. Но тогда я еще не знала, что в жизни бывает все гораздо страшнее и больнее…» – писала мне Марьяна.

Когда была объявлена спецоперация на Украине и стали открываться военные госпитали, Марьяна поняла, что там ее место. Поговорив со своими детьми и придя к совместному решению, она вверила их своей свекрови, за что искренне ей благодарна, и со спокойной душой отправилась в Москву. В госпиталь ее взяли сразу – такие опытные и грамотные медсестры всегда нужны.

«Вскоре я узнала, что набирают медсестер в зону СВО. Был какой-то период, когда не хватало рук: на войне ведь как на войне – много раненых… Сама не понимаю, как меня ноги принесли к порогу местного московского военкомата. Мне задавали вопросы, а я на автомате отвечала: «Это мой долг! Я обязана! Все осмыслила и твердо решила! «Да, я ни с кем не советовалась, просто решила. Думала, что шесть месяцев – это недолго… Оказывается, это очень долго… Невыносимо долго», – написала мне Марьяна, выделяя каждое слово жирным шрифтом. В последней фразе чувствовалось, как сильно мама скучает по своим сыновьям.

…Марьяна уехала на Украину, ничего не сказав семье. О ее месте нахождения они узнали несколько месяцев спустя. Она сама позвонила и все рассказала, на что ее дети ответили: «Мы и не сомневались, что ты примешь такое решение. Рано или поздно ты все равно бы туда уехала. Мама, у тебя слишком доброе сердце, которое умеет сострадать».

Скоро истекает шестимесячный срок контракта. Ислам и Умар давно не видели маму. Но она часто переписывается с детьми, они ведь ждут и радуются каждой весточке. Когда дети просят маму рассказать, как же там, на войне, она старается вспоминать только хорошее. Конечно, ей было страшно. И да, ей было очень тяжело. Но моменты спокойствия – такие, например, как сейчас на новом месте дислокации их военного госпиталя, – становятся от этого только ценнее.

За то время, что медсестра проработала в госпитале, ее руки помогли тысячам раненых – гражданских и военных. Бывало такое, что за сутки через руки медиков проходили по сто и более раненых солдат. Госпиталь, где работает Марьяна, постоянно менял дислокацию, потому что находиться подолгу на одном месте было опасно. Однажды они даже расположились в лесу, чтобы несколько дней переждать прилеты снарядов.

С помощью фото, которые были сделаны ею, Марьяна провела для меня виртуальную экскурсию по госпиталю. «Это носилки. Есть сейчас современные подставки под них. Это операционный стол… Идет операция, привезли бойца, его ранило осколком… Вот наш медицинский корпус, правда, за день до этого прилетел снаряд и весь третий этаж снесло… В это время мы работали на первом этаже», – под каждым фото Марьяна старается написать его краткую историю.

«А это мои коллеги-девчонки. Такие умницы. Скучаю по ним. Но в то же время рада за них – они вернулись в свои семьи живыми и невредимыми. Мы и сейчас с ними на связи. Я никогда не забуду их, ведь мы с ними работали бок о бок, в госпитале – на передовой, под свист снарядов и взрывами мин. Но… Несмотря ни на что, старались оставаться представительницами прекрасной половины человечества. Когда работа становилась легче, уделяли своей внешности кое-какое время, по возможности, конечно. Даже косметика имелась. Война – это тоже часть жизни. И какими бы мы ни казались сильными и решительными, все равно нам хочется оставаться женщинами, которым тоже необходимо внимание!»

Кстати,

о том, что у Марьяны очень чуткая душа и она милосердный человек, мне рассказала моя соседка Бэлла еще до того, как я связалась с моей героиней: «Такой она была и в детстве. Все норовила приютить у себя дома то кошку, то собаку. Плакала, если увидит раненого голубя или хромого щенка…»

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях
биография военная служба военный госпиталь люди Марьяна Орзалиева медицинские работники медработник медсестра специальная военная операция судьба человека трудовая деятельность Украина