Новации вантикоррупционном законодательстве играют важную роль на пути совершенствования мер борьбы с коррупцией
ЧЕРКЕССК, 12 марта. DENRESP.RU – В конце прошлого года произошло одобрение принятого Государственной Думой закона об обязанности региональных чиновников уведомлять о случаях склонения к коррупции.
Речь идет о поправках к Федеральному законуот 25.12.2008 № 273-ФЗ («О противодействии коррупции» (О внесении изменений в статьи 5 и 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»), на основании которых региональных чиновников обяжут в пятидневных срок уведомлять органы прокуратуры и иные компетентные органы о фактах склонения к коррупционным деяниям.
По мнению эксперта Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Сергея Решетняка, соответствующие поправки были продиктованы Национальным планом противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы и РаспоряжениемПравительства РФ от 17 августа 2022 г. №2283-р, в которых предусматривалось возложение на всех лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, обязанность уведомлять о фактах склонения их к коррупционным деяниям.
«Нельзя сказать, что данная норма является новацией. Фактически региональные служащие, относящиеся к категории гражданских служащих, а также муниципальные служащие, уже давно, руководствуясь статьей 9 закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, обязаны были уведомлять о фактах склонения к коррупционному правонарушению. В этом плане новая норма является скорее детализирующей существующее положение. Но вот содержание новой нормы имеет ряд новаторских нюансов. Прежде всего широкое трактование перечня лиц в реальности обязанных уведомлять о факте склонения их к противоправному деянию коррупционного характера. Раньше, в первую очередь, речь шла о государственных гражданских служащих. Сейчас же речь идет обо всех лицах, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. То есть, сюда мы можем отнести руководителей региона и их заместителей, глав и членов региональных правительств, всех депутатов законодательных собраний субъектов РФ, членов региональных избирательных комиссий и так далее. Эта рамка значительно шире. Что должно гарантировать полное «закрытие» всего сегмента регионального управления в рамках антикоррупционной деятельности. Это особенно важно, поскольку новая норма носит профилактический характер, и направлена не на наказание за сам фак коррупции, а на наказание за неинформирование о склонении к совершению такого преступления. Тем самым служащие, будут обязаны сообщать о предложенных взятках и деяниях, относимых к склонению к коррупции, опасаясь быть наказанными за не уведомление», – эксперт Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Сергей Решетняк.
Ещё одна важная составляющая новации, по мнению эксперта, – четкий срок, в течение которого служащий обязан уведомить о факте склонения к взятке.
«Старая норма, содержащаяся в девятой статье, фактически не позволяла реально привлечь служащего к ответственности, поскольку он всегда мог сослаться на то, что не успел это сделать. В итоге, реально факт склонения к взятке становился известным лишь когда начиналось расследование уже либо по факту взятке, либо при проведении служебного расследования по иным причинам, в ходе которого могли выявляться данные обстоятельства. Установление пятидневного срока гарантирует что служащие будут сообщать о факте склонения к противозаконным действиям, поскольку несоблюдение срока уже само по себе является противоправным деянием, влекущем за собой ответственность. Также не менее, а может и более важным является положение о защите служащего со стороны государства при уведомлении о факте склонения к взятке. Раньше такое положение фактически отсутствовало, что позволяло лицам, предлагавшим взятку, перекладывать ответственность на служащего, ссылаясь на факт вымогательства взятки. Создавалась патовая ситуация. Либо служащий берет взятку, либо коррупционер сообщает, что служащий вымогает с него взятку. Появление гарантий для служащего, становится действенным механизмом защиты от подобной манипуляции, поскольку фактически ставит его позицию в приоритет по сравнению с позицией фактического коррупционера. Все эти новации может и не меняют антикоррупционное законодательство кардинально, но играют важную роль на пути совершенствования мер борьбы с коррупцией», – эксперт Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Сергей Решетняк.
{{commentsCount}}
Комментариев нет