Свинячить стало дорого
С 11 января текущего года в силу вступили поправки в КоАП
Теперь разрешено фиксировать с помощью видеокамер несанкционированный выброс мусора из автомобиля. При этом суммы штрафов значительно увеличились. Инициативу выдвинула Московская областная дума, но в недалеком будущем новшество придет и в регионы. Готовы ли мы к таким переменам? Об этом мы поговорили с руководителем АНО «Биосфера», юристом Азаматом Ужаховым.
– «Мусорную» статью 8.2 КоАП обновили еще в июле 2022 года в рамках борьбы с захламлением дорог и прилегающих территорий. Теперь добавилась видеофиксация. Неужели любителей избавляться от мусора «на ходу» наконец «прищучат»?
– Пока речь идет не о летящих из окон окурках, и даже не о мусоре, оставленном туристами в природоохранной зоне. Имеются в виду реальные производственные отходы, которые недобросовестные предприниматели пристраивают не там, где следует – в ближайшей роще, на краю поля, у обочины дороги и т. п. Не секрет, что и у нас в республике все еще имеются такие места.
– А как же насчет штрафа за выброшенный из окна автомобиля окурок?
– Законодательно это тоже предусмотрено – новые пункты КоАП не конкретизируют объем мусора, который образует состав правонарушения, то есть под действие нормы попадает и окурок, и влажная салфетка, выброшенная в неположенном месте. Но в приоритете пока не частники, выбрасывающие мелкий мусор из окон, а водители грузовых машин, которые организуют стихийные свалки вдоль дорог и не только.
– Теперь о штрафах. Насколько при этом они выросли?
– Увеличенные штрафы были одобрены еще в июле, но норма об автоматической фиксации нарушения вступила в силу после истечения 180-дневного срока с момента публикации. Так, за первую такую разгрузку мусора из автомобиля, мотоцикла или прицепа в неположенном месте гражданам придется заплатить в пределах 10-15 тысяч рублей: юридическим лицам 20-30 тысяч рублей или от 30 до 50 тысяч рублей. Штрафы за повторное нарушение уже вдвое больше.
– А если техника покрупней?
– Выброс мусора из грузовика, прицепа, трактора и другого самоходного устройства для граждан составляет 40-50 тыс. рублей (60-70 повторно), для руководителей и ИП 60-80 тыс. рублей (80-100 повторно), для малых организаций – 50-60 тыс. рублей (75-100 повторно), для средних и крупных организаций – 100-120 тыс. рублей (150-200 повторно). Также у правоохранителей теперь есть законная возможность конфисковать транспорт при неоднократных нарушениях.
– Почему потребовались такие ужесточения?
– Данная законодательная мера скорее вынужденная. В России сегодня более 100 крупных объектов, где хранятся свыше 1 млн отходов несколько сотен видов, а технология переработки придумана не для каждого вида. Зато масса вопиющих случаев нарушения экологического законодательства.
Куда входят умышленное загрязнение водоемов промышленными стоками, стихийные свалки и проч. В итоге ущерб окружающей среде порой тянет на миллионы, а мизерные штрафы ничего не решали и никого не пугали. Без жесткой системы контроля и ответственности навести порядок в этой сфере просто невозможно.
– Насколько бывают опасны стихийные свалки? Ведь чаще речь идет о строительном и бытовом мусоре…
– Если это производственные отходы, то на такой свалке вы можете увидеть что угодно – различные лампы, приборы и шлаки, содержащие ртуть, электротехническое оборудование, в котором используются трансформаторные масла, медицинские шприцы. Все это – наиболее опасные отходы. Ко II классу опасности относятся аккумуляторы, остатки электрического кабеля, содержащие свинец, батарейки, а также органические горючие отходы нефтехимического и химического производств. И этого «добра» на свалках тоже хватает.
– Кто сейчас вправе применить наказание?
– Постановление по статье 8.2 КоАП могут выносить полицейские и сотрудники Главного лесного надзора, основываясь, в том числе, на данных камер фотовидеофиксации. А штрафы будут просто направлять собственнику транспортного средства.
– Когда у нас в КЧР эконарушителям нужно начинать бояться видеокамер?
– Воплотить все это оперативно в жизнь на региональном уровне вряд ли получится. Камеры для фиксации нарушений ПДД устанавливаются в наиболее опасных местах автотрассы, где чаще случаются аварии. А стихийные свалки обычно расположены вдали от таких мест. Выходит, что для борьбы с незаконным мусором регионам нужны дополнительные видеокамеры, следящие именно за его сбросом. А это не дешевое удовольствие.
– Если снять нарушителя на свой регистратор, то его накажут?
– Вступающие в силу поправки подразумевают лишь комплексы, работающие в автоматическом режиме и сертифицированные для этого. Смартфоны и видеорегистраторы к таковым не относятся. Теоретически можно отправить видеозапись с пояснениями в полицию, но практически наказание виновника в этом случае под большим вопросом.
– Возможно ли в будущем поставить на поток штрафы за мелкий мусор, вылетающий из салона машины?
– Технически это уже сейчас возможно, но когда будет сделано на практике – неизвестно. Тем более что дороги в стране России захламлены почти везде, а камеры охватывают лишь небольшой процент территории.
– Как руководитель общественной организации экологической направленности и активист Народного фронта вы регулярно занимаетесь вопросами спасения экологии. Как думаете, решит ли новый подход старые проблемы?
– К сожалению, надежды на экологическую сознательность граждан пока не оправдались, и экологическая культура в стране все еще на низком уровне, поэтому будем надеяться, что угроза получить штраф возымеет свое действие. У многих давно вошло в привычку выбрасывать отходы где угодно, причиняя вред природе. Может быть, видеофиксация и санкции, вплоть до уголовной ответственности, заставят их задуматься над вопросом, что останется после нас потомкам.
{{commentsCount}}
Комментариев нет