День республики № 28 от 18.03.2023

Без любви к делу не станешь профи

Свой 70-летний юбилей отмечает житель аула Кош-Хабль Мухадин Амироков

21 марта в 13:15
2 просмотра
Источник — Фото автора

Сколько же все-таки вокруг нас талантливых людей! Порой они живут совсем рядом, мы ходим с ними по одним улицам, заглядываем в одни и те же магазины, но понятия не имеем об их способностях и умениях!

Вот, к примеру, с Мухадином Амироковым (на снимке) мы прожили в одном ауле не один год. Его милейшая супруга Баблина Алиевна преподавала в той же школе, где я училась, и даже руководила школьным хором, театральным кружком, в которых я также участвовала, а с их сыном Арсеном мы учились в одном классе. Но о том, что у Мухадина Ибрагимовича золотые руки, я узнала только теперь. И то случайно.

Где взять столик на трех ножках?

У абазин и черкесов есть хорошая традиция, я бы даже сказала – национальный обряд, который проводится во время посещения родственниками невесты свадебного празднества. Убедившись, что брак (никях) между молодыми заключен, сторона жениха преподносит в дар родным невесты круглый столик на трех ножках, на который уложены сладкая халва (готовится из пшенной муки) и ореховая шапка (небольшое сооружение из ореховых прутьев, напоминающее папаху, густо украшенное либо фундуком, либо грецким орехом)… Если халву и ореховую шапку можно еще сделать самому, немного поломав голову, то круглый столик не всем по рукам. Мне по случаю понадобился именно такой столик. Что делать? Начала искать по знакомым, родственникам, может, кто знает такого мастера. И нашла…

Подъезжая к воротам Мухадина Ибрагимовича, сразу обратила внимание на их цвет и дизайнерское решение. Выкрашенные в небесный цвет и украшенные какими-то витиеватыми металлическими загогулинами, словно морозными узорами по стеклу, они вызывали ассоциацию со сказкой. И дом с виду очень уютный, приятный взору. Наверное, такие творческие личности, как Мухадин и Баблина Амироковы, стараются и вокруг себя преобразить пространство. Поэтому меня не удивило то, что дом и двор мастера Амирокова явно отличались от соседских.

Навстречу мне вышел сам мастер. Мухадин Ибрагимович любезно пригласил меня проследовать в его святая святых – в мастерскую, чтобы показать весь свой ассортимент деревянных изделий, в том числе и нужный мне круглый столик на трех ножках. И то, что я увидела, впечатлило…

Самая благородная профессия

Мухадин Ибрагимович родился в 1953 году в ауле Кош-Хабль Хабезского района. В семье, где девять детей, особо не забалуешь, и он так же, как и многие аульские мальчишки, вырос настоящим помощником, послушным и воспитанным в духе национальных черкесских традиций. Его мама всю жизнь посвятила своим детям, всецело отдавая им свою любовь. Отец Мухадина был уважаемым человеком, его знали и в районе, и за его пределами. Ибрагим Асхадович Амироков был первым среди черкесов заслуженным учителем РСФСР. Долгое время он являлся директором Кош-Хабльской средней школы, которая теперь, уже будучи гимназией, носит его имя.

Окончив школу в родном ауле, Мухадин ушел служить в армию, откуда вернулся возмужавшим мужчиной.

В семье Амироковых было заведено: каждый ребенок обязательно должен приобрести профессиональные навыки, специальность в вузе, стать достойным представителем своего народа и общества.

– Почти все мои сестры получили высшее образование: кто-то стал библиотекарем, кто-то – учителем, мои братья тоже стали достойными людьми. И, конечно, мне тоже хотелось быть полезным обществу, чтобы мной гордились родители и братья с сестрами, – рассказывает Мухадин Ибрагимович. – Я искренне считал, что нет благороднее профессии, чем профессия строителя. Слова «Созидательный труд облагораживает человека» всегда были для меня девизом. Вот я и подал свои документы в совхоз-техникум «Кавказский» на строительное отделение.

Отучившись в техникуме, в 1975 году молодой специалист Амироков был направлен в Татарстан. Задержался там ненадолго, вскоре его пригласили на стройку в Труновский район Ставропольского края. Когда появилась возможность вернуться в родные края, к своим родным, сделал это без сожаления. Ведь он всегда мечтал быть полезным именно на своей земле, своему народу. Так Мухадин Ибрагимович, чередуя должности прораба, мастера участка, техника-строителя, возвел за много лет работы в строительной отрасли не один десяток жилых домов и социальных объектов.

Через некоторое время Хабезский райисполком предложил ему занять место инженера-строителя в сельскохозяйственном управлении, и он согласился. Мухадин Ибрагимович курировал вопросы строительства в районных совхозах и колхозах. Около тридцати лет он продолжал строить животноводческие фермы, кошары, сельские амбулатории, детские сады…

И работа, и хобби – его любовь

– Моя работа всегда приносила мне огромное удовлетворение, и когда меня спрашивали, где я работаю, гордо отвечал: «Я – строитель!» Многие интересовались, сколько и какие именно объекты были возведены под моим руководством, но главное не это, главное – быть нужным людям, – говорит мой герой. И морщинки вокруг его ярко-голубых глаз почти не разглаживаются, потому что он все время улыбается. А возможно, они уже и не разгладятся, потому что работа строителя со временем наносит на лицо свой отпечаток.

– Бывало, возвращаюсь с работы уставший и думаю, как приду домой, лягу удобно на любимый диван, включу телевизор и буду отдыхать. Ну его, все это домашнее хозяйство… – делится Мухадин Ибрагимович. – Но стоит переступить порог дома, словно второе дыхание открывается – усталость как рукой снимает. Начинаю планировать, что в какой момент буду делать: коровник почищу, воды животным дам… И обязательно оставлю время для любимого увлечения: «Надо табуретку доделать… Я же еще ее не зашкурил… А что же придумать из той коряги, что в лесу нашел? Такая интересная форма!» А там и ночь на дворе…

Так сложилось, что ремесленничество, которым Амироков увлекался еще будучи школьником, стало его хобби на всю жизнь. И с годами он только совершенствует свои навыки.

Находясь на заслуженном отдыхе, Мухадин Ибрагимович мастерит даже мебель: столы, стулья, шкафчики, журнальные столики. В его арсенале – садовые скамейки, лавочки, оригинальные деревянные люстры, предметы кухонной утвари, даже шахматы и нарды. Сырье для своих изделий он выбирает лучшее. За годы увлечения работой с деревом он научился прекрасно разбираться в его качестве.

– Вы знаете, что линии на срубе – линии жизни дерева? Чем больше линий и чем они заметнее, тем дерево старше. Прямо как у людей, согласитесь, – показывая на свои морщинки и смеясь, обращается ко мне мой герой. – Чем глубже морщинки на лице, тем человек старше, но это не значит, что он никуда не годен, – и тут Амироков берет в руки еще не готовое изделие и включает деревообрабатывающий станок, который сам же своими руками сделал, надевает очки и приступает к работе.

Кстати,

на токарном станке можно обрабатывать практически все древесные породы. Однако замечено, что хорошо обрабатывается древесина березы, клена, ореха, груши, бука, граба, липы; хуже – сосны, ели, дуба и ясеня. При выборе древесных пород для точения того или иного изделия мастеру необходимо учитывать их свойства и назначение изделия.

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях
70 лет аул Кош-Хабль биография люди Люди и судьбы Мухадин Амироков народное ремесло ремесленник ремесло строитель судьба человека Судьбы людские творческая деятельность трудовая деятельность увлечение человек и его дело черкесский народ юбилей