Хранитель культуры
Заслуженный художник Адыгеи Замудин Гучев празднует свой 70-летний юбилей
Замудин Гучев известен на всем Северном Кавказе как основоположник современной школы искусства плетения адыгской циновки, изготовления и игры на традиционной двухструнной скрипке – шичепшине и открытой продольной флейте – камыле.
Начало пути
Замудин Гучев перепробовал многое. После службы в армии трудился арматурщиком на строительстве Усть-Илимского лесопромышленного комплекса. По возвращении в Кабардино-Балкарию работал автомехаником, сварщиком, токарем, механиком полиграфического оборудования, увлекался фотографией.
Творческий путь начался в 1978 году с изучения камнерезного искусства и народной поэзии. Свои знания в плетении адыгской циновки, изготовлении и игре на народных музыкальных инструментах он почерпнул у известных мастериц и шичепшинао прошлого столетия.
– По соседству с нами жила мастерица Рура Кушпова, с сыном которой я дружил в детстве. Однажды я зашел к ним и увидел огромную деревянную раму. Рура ловко вплетала длинные широкие листья в шнуры, тянущиеся от верхней перекладины к нижней, прибивая их бруском. Это занятие меня очаровало, – вспоминает Замудин Гучев.
В 1980-х он объездил аулы Адыгеи, Кабарды и Черкесии в поисках мастериц, способных рассказать о технологии плетения циновок. Собранные в этот период материалы, фотографии циновок, а также подробные инструкции по плетению вошли в его первую книгу под названием «Искусство адыгской циновки», вышедшую в 1990 году.
Интерес к народной культуре усилился во время фольклорно-этнографических экспедиций, в которых начинающий исследователь работал вместе с учеными-собирателями. Участвуя в них как фотограф, Замудин Гучев посетил множество населенных пунктов Кабарды, Черкесии и Адыгеи, открыл для себя мир носителей традиционной культуры.
В 1985 году впервые за всю историю существования адыгской циновки была проведена выставка. В нее вошли экспонаты, собранные в экспедициях Замудином Гучевым. Мероприятие состоялось сначала в Нальчике, где тогда жил мастер, а потом в областном музее Адыгеи (ныне – Национальный музей РА).
Мастерство
По словам юбиляра, в его личной коллекции хранится около 50 циновок. Он отмечает, что раньше каждая девушка к свадьбе плела три изделия: большую циновку, коврики – для совершения молитвы и прикроватный.
– Орнамент и аккуратность исполнения свидетельствовали о трудолюбии девушки и ее способности чувствовать красоту. Без циновки не обходился ни один обряд. Я бы сравнил свою работу с современными перепевками старинных народных песен: делал то же самое – создавал циновки из новых материалов, используя древнюю технологию изготовления. Каждая циновка – как песня, а ее орнамент – ритм, – говорит мастер.
У общественности появился интерес к народным инструментам, поэзии, аутентичному песнопению, несмотря на то что тогда музыкальные инструменты – шичепшин и камыль, как и циновки, можно было найти только у стариков. Последние мастера и открыли секреты их изготовления Замудину Гучеву. В 1990-е он был единственным мастером по изготовлению шичепшинов в Адыгее и стремился передать древнее ремесло следующим поколениям.
Так, мастер решил организовать детский ансамбль «Ашамез» в областной школе-интернате № 1.
– Сначала учил ребят плести циновки, а потом мы занялись изготовлением народных инструментов. А для чего нужны инструменты? Чтобы играть! Научили и этому. Пришло время петь. Скоро пришла идея создать фольклорный ансамбль, потому что народное пение сопровождается подголоском, – рассказывает Замудин Гучев.
После окончания школы некоторые участники «Ашамеза» вошли в состав нового ансамбля адыгской народной песни – «Жъыу», возникшего в 2005 году при республиканской филармонии.
Из учеников отделения выросли виртуозы игры на шичепшине – Дамир Гуагов, Гупса Паштова, Шан и Джанти Лебзо, Джанета Сиюхова. Благодаря им в 2016 году сформировался молодежный ансамбль аутентичного певческого стиля «Тыжьын».
Живой очаг
Свойственный Замудину Гучеву энтузиазм позволил ему построить творческую мастерскую в х. Гавердовском. Сейчас она переросла в музей-мастерскую и получила название «Живой очаг». Именно там мастер проводит мастер-классы, экскурсии, приглашает туда для выступлений виртуозов народной музыки.
– У любого народа два языка – разговорный и певческий. Сегодня обучать детей старинному песнопению, этикету, эпосу стало сложнее. Раньше дети в совершенстве знали адыгейский язык, сейчас и их родители, увы, плохо им владеют. А ведь язык – основа традиционной культуры. Стараюсь объяснить значение слов, погрузить детей в текст песни. Моя цель – обучить детей народным песнопениям и таким образом сохранить язык и культуру, – говорит Замудин Гучев.
Признание
Инновационные исследования Замудина Гучева в области прикладного искусства и традиционной музыки получили признание в российских и международных научных кругах. Мастер неоднократно участвовал в различных форумах.
В 2018 году в рамках международных проектов «Продвижение культур» и «Музыкальные инструменты Евразии» Центра изучения айнов и коренных народов Хоккайдского государственного университета Замудин Лелович прочел доклад «Черкесские музыкальные инструменты» японской аудитории. Он также принимал участие в ХII Международном конгрессе инструментоведов «Благодатовские чтения» в Санкт-Петербурге в 2019 году.
А в 2018-м в мастерской Замудина Гучева побывала делегация из Японии. Японцы были восхищены богатством традиционной культуры адыгов.
Наталья МАЛЬЦЕВА,
Газета «Советская Адыгея».
Досье
Замудин Гучев родился 26 февраля 1953 г. в г. Баксане Кабардино-Балкарии. Учился на физико-математическом факультете Кабардино-Балкарского госуниверситета. Его родители не имели отношения к искусству: сама фамилия «Гучев» в переводе с адыгского означает «кузнец». Отец был служащим и занимался пчеловодством, мама – домохозяйка. Зато бабушка по материнской линии виртуозно играла на гармошке. Были в роду и ювелиры.
{{commentsCount}}
Комментариев нет