День республики № 28 от 18.03.2023

Хранитель культуры

Заслуженный художник Адыгеи Замудин Гучев празднует свой 70-летний юбилей

21 марта в 10:26
13 просмотров
Замудин Гучев всегда готов поделиться опытом с учениками
Замудин Гучев всегда готов поделиться опытом с учениками

Замудин Гучев известен на всем Северном Кавказе как основоположник современной школы искусства плетения адыгской циновки, изготовления и игры на традиционной двухструнной скрипке – шичепшине и открытой продольной флейте – камыле.

Начало пути

Замудин Гучев перепробовал многое. После службы в армии трудился арматурщиком на строительстве Усть-Илимского лесопромышленного комплекса. По возвращении в Кабардино-Балкарию работал автомехаником, сварщиком, токарем, механиком полиграфического оборудования, увлекался фотографией.

Творческий путь начался в 1978 году с изучения камнерезного искусства и народной поэзии. Свои знания в плетении адыгской циновки, изготовлении и игре на народных музыкальных инструментах он почерпнул у известных мастериц и шичепшинао прошлого столетия.

– По соседству с нами жила мастерица Рура Кушпова, с сыном которой я дружил в детстве. Однажды я зашел к ним и увидел огромную деревянную раму. Рура ловко вплетала длинные широкие листья в шнуры, тянущиеся от верхней перекладины к нижней, прибивая их бруском. Это занятие меня очаровало, – вспоминает Замудин Гучев.

В 1980-х он объездил аулы Адыгеи, Кабарды и Черкесии в поисках мастериц, способных рассказать о технологии плетения циновок. Собранные в этот период материалы, фотографии циновок, а также подробные инструкции по плетению вошли в его первую книгу под названием «Искусство адыгской циновки», вышедшую в 1990 году.

Интерес к народной культуре усилился во время фольклорно-этнографических экспедиций, в которых начинающий исследователь работал вместе с учеными-собирателями. Участвуя в них как фотограф, Замудин Гучев посетил множество населенных пунктов Кабарды, Черкесии и Адыгеи, открыл для себя мир носителей традиционной культуры.

В 1985 году впервые за всю историю существования адыгской циновки была проведена выставка. В нее вошли экспонаты, собранные в экспедициях Замудином Гучевым. Мероприятие состоялось сначала в Нальчике, где тогда жил мастер, а потом в областном музее Адыгеи (ныне – Национальный музей РА).

Мастерство

По словам юбиляра, в его личной коллекции хранится около 50 циновок. Он отмечает, что раньше каждая девушка к свадьбе плела три изделия: большую циновку, коврики – для совершения молитвы и прикроватный.

– Орнамент и аккуратность исполнения свидетельствовали о трудолюбии девушки и ее способности чувствовать красоту. Без циновки не обходился ни один обряд. Я бы сравнил свою работу с современными перепевками старинных народных песен: делал то же самое – создавал циновки из новых материалов, используя древнюю технологию изготовления. Каждая циновка – как песня, а ее орнамент – ритм, – говорит мастер.

У общественности появился интерес к народным инструментам, поэзии, аутентичному песнопению, несмотря на то что тогда музыкальные инструменты – шичепшин и камыль, как и циновки, можно было найти только у стариков. Последние мастера и открыли секреты их изготовления Замудину Гучеву. В 1990-е он был единственным мастером по изготовлению шичепшинов в Адыгее и стремился передать древнее ремесло следующим поколениям.

Так, мастер решил организовать детский ансамбль «Ашамез» в областной школе-интернате № 1.

– Сначала учил ребят плести циновки, а потом мы занялись изготовлением народных инструментов. А для чего нужны инструменты? Чтобы играть! Научили и этому. Пришло время петь. Скоро пришла идея создать фольклорный ансамбль, потому что народное пение сопровождается подголоском, – рассказывает Замудин Гучев.

После окончания школы некоторые участники «Ашамеза» вошли в состав нового ансамбля адыгской народной песни – «Жъыу», возникшего в 2005 году при республиканской филармонии.

Из учеников отделения выросли виртуозы игры на шичепшине – Дамир Гуагов, Гупса Паштова, Шан и Джанти Лебзо, Джанета Сиюхова. Благодаря им в 2016 году сформировался молодежный ансамбль аутентичного певческого стиля «Тыжьын».

Живой очаг

Свойственный Замудину Гучеву энтузиазм позволил ему построить творческую мастерскую в х. Гавердовском. Сейчас она переросла в музей-мастерскую и получила название «Живой очаг». Именно там мастер проводит мастер-классы, экскурсии, приглашает туда для выступлений виртуозов народной музыки.

– У любого народа два языка – разговорный и певческий. Сегодня обучать детей старинному песнопению, этикету, эпосу стало сложнее. Раньше дети в совершенстве знали адыгейский язык, сейчас и их родители, увы, плохо им владеют. А ведь язык – основа традиционной культуры. Стараюсь объяснить значение слов, погрузить детей в текст песни. Моя цель – обучить детей народным песнопениям и таким образом сохранить язык и культуру, – говорит Замудин Гучев.

Признание

Инновационные исследования Замудина Гучева в области прикладного искусства и традиционной музыки получили признание в российских и международных научных кругах. Мастер неоднократно участвовал в различных форумах.

В 2018 году в рамках международных проектов «Продвижение культур» и «Музыкальные инструменты Евразии» Центра изучения айнов и коренных народов Хоккайдского государственного университета Замудин Лелович прочел доклад «Черкесские музыкальные инструменты» японской аудитории. Он также принимал участие в ХII Международном конгрессе инструментоведов «Благодатовские чтения» в Санкт-Петербурге в 2019 году.

А в 2018-м в мастерской Замудина Гучева побывала делегация из Японии. Японцы были восхищены богатством традиционной культуры адыгов.

Наталья МАЛЬЦЕВА,
Газета «Советская Адыгея».

Досье

Замудин Гучев родился 26 февраля 1953 г. в г. Баксане Кабардино-Балкарии. Учился на физико-математическом факультете Кабардино-Балкарского госуниверситета. Его родители не имели отношения к искусству: сама фамилия «Гучев» в переводе с адыгского означает «кузнец». Отец был служащим и занимался пчеловодством, мама – домохозяйка. Зато бабушка по материнской линии виртуозно играла на гармошке. Были в роду и ювелиры.

Наталья МАЛЬЦЕВА
Поделиться
в соцсетях
70 лет Адыгея адыгский язык ансамбль "Жъыу" ансамбль "Тыжьын" ансамбль адыгской народной песни биография воспоминания Газета "Советская Адыгея" детский ансамбль "Ашамез" Замудин Гучев заслуженный художник Адыгеи инновационные исследования исследования Кавказ - наш общий дом люди мастер музей-мастерская "Живой очаг" народное ремесло народные музыкальные инструменты народные промыслы народные художественные промыслы Национальный музей Адыгеи плетение адыгской циновки Пресса Кавказа прикладное искусство ремесло Республика Адыгея Советская Адыгея сохранение народной культуры сохранение языка и культуры судьба человека творческая деятельность традиционное ремесло трудовая деятельность художник юбилей