День республики № 29 от 21.03.2023

Где взять «героя нашего времени»

Современное российское писательское сообщество переживает непростые времена

22 марта в 11:51
9 просмотров

Русский писатель обычно был дворянином-рантье и писал по призванию души или из прихоти настроения. Советский писатель – это была партийная должность, род командировки длиною в жизнь. Сегодня писатель ушел в тень, а уж «властителей дум», похоже, и вовсе не осталось. Нам повезло встретиться с настоящим писателем, членом Союза писателей России Исой Капаевым.

– Иса Суюнович, «перестройка» и последовавший распад Советского Союза привели к разрушению идейных основ нашего общества. Люди почувствовали себя действительно свободными, однако к концу 1990-х годов как представители творческой интеллигенции, так и властных структур стали осознавать «кризис морали», «кризис духовных ценностей».

– До 90-х в СССР писательское сообщество имело куда большие вес и значение, чем сегодня. У писателя был авторитет. Союз писателей регулировал выпуск книг, были литконсультанты, которые отсеивали низкокачественную литературу, и литературная жизнь была насыщенной и интересной. Но после развала страны прекратилось финансирование творческой деятельности: перестали выделяться средства на издания, командировки, переводы. Если в 1980-е годы в Карачаево-Черкесии государственное издательство выпускало книг около 150 в год, то в 2008 году выходило 10-12 названий книг местных писателей, а сейчас и того меньше.

Советская идеология практически исчезла из жизни современных людей, сохранившись фрагментарно в головах старшего поколения, но «переход» от советской к какой бы то ни было иной идеологии оказался во многом «заторможенным» или даже «замороженным». Многие признаются, что ощущают «моральную пустоту», им непонятно, куда «пристроиться», «как жить и как воспитывать детей». К настоящему времени выросло поколение практически без какой бы то ни было «позитивной моральной идеологии». Новое поколение – это качественно иные люди, но новые ценности и моральные нормы до сих пор во многом не сформулированы и не сформированы. В обществе – «духовный кризис». В основном люди живут за счет тех ценностей и моральных принципов, которые были заложены старшим поколением.

– Как я понимаю, большие проблемы и у самого писательского сообщества. И одна из главных проблем – отсутствие закономерной смены поколений. Старшее поколение ушло – замены ему нет.

– В течение всего постперестроечного периода писатели КЧР отчасти находились на «распутье»: им было трудно осмыслить современную действительность. Книги на местных языках стали мало популярны среди населения, а издание только на русском, полагали мы, безусловно, будет способствовать ослаблению бытования национальных языков. Сегодня молодое поколение знакомится с литературой главным образом в школе. И хотя в школах КЧР национальные литературы являются обязательным предметом и дети обязаны читать наиболее известные произведения местных авторов, вне стен школы современная молодёжь их не читает. Никто не популяризирует новинки, книги на национальных языках почти невозможно продать. Литература стала видом хобби. Лейла Бекизова шутила, что писатели стали организацией вроде Союза рыбаков или Общества любителей пива.

– Развитие литературных языков в северокавказских литературах неотделимо от билингвизма. Проблема двуязычия обусловлена развитием национальных литератур, но одновременно это усиливает значение языка межнационального общения – русского. Как вы сами относитесь к тому, что национальный писатель начинает писать на русском языке?

– Я сам из-за катастрофического сокращения читателя на родном языке часто прибегаю к русскому языку и считаю, что талантливый двуязычный автор вносит вклад в развитие своей национальной литературы в той же степени, что и автор, создающий свои произведения только на родном языке. Русскоязычные писатели Северного Кавказа не просто же пишут на русском языке, а через свое мировидение создают свой разнообразный национальный художественный мир. Вместе с тем очевидно, что национальная культура не должна потерять родной язык.

– В свое время русская литература не сумела дать читателям образец для подражания. Она занималась то «лишними», то «маленькими людьми», то воображаемыми «новыми». Но вот образа сильного, умного и талантливого человека у неё не получалось. Советская литература давала образец для подражания, вроде Павки Корчагина, да вот беда, герой этот был «винтиком системы». В итоге, когда социалистическая система «треснула», «винтики» просто разлетелись. Сегодня литературе нужно вновь попытаться решить проблему «главного героя». Но как её решить, если литература «не осознает сама себя»?

– Тут надо понять, что традиции русской литературы были резко оборваны революцией. Остались те, кто ненавидел прошлое, а ненависть – плохой учитель. Так же резко оборвали традиции советской литературы, но на сей раз в душах возник духовный вакуум. Сегодня одна часть населения обратилась к религии, другая – к национальным корням. Важной темой стала история народов КЧР, и в частности для меня это – изучение ногайских корней в прошлом, в средневековье. А героя, я считаю, надо искать в анналах наших культур, в эпосе, в том, что вечно.

Надеюсь, эта задача будет осмысляться, но произошедший спад в духовной культуре будет ощущаться ещё долго. И тяжелее всего придется нам, пишущим на родных языках. Наш читатель исчез, наши молодые пытаются писать сценарии фильмов, пьесы для театра, но всё это на русском языке. Тут, конечно, важно соблюдать «золотую середину»: ведь иногда некоторые деятели культуры, боясь, что национальная культура исчезнет, начинают акцентировать внимание на чисто национальных аспектах, в результате чего чаще всего появляются «национальные эмоции», но полное забвение национального будет для нас катастрофой, утратой себя. Вот у нас многие побросали землю отцов, уехали в Уренгой на заработки (ногайцев там уже несколько тысяч), но можно ли там сохранить идентичность, национальное слово, самих себя?

Я убежден, поскольку Карачаево-Черкесия – многонациональная республика, современная идеология должна строиться на исполнении духовного закона, причем и Божьего, и человеческого, а литература должна быть на стороне справедливости. И главный герой должен быть исполнителем нравственного закона.

– Что для вас самого образчики добротной литературы?

– Люблю русскую классику: Гоголь, Достоевский, Бунин, Булгаков – для меня эталон литературы, но с не меньшим интересом читаю и очень люблю японских классиков, они нашли новый подход к раскрытию души. Равно читаю и латиноамериканцев, и англоязычных писателей Африки.

– Недавно вы были на съезде писателей РФ, где был принят новый устав. Чем вам запомнилась поездка?

– Сам съезд был очень запоминающимся, также в памяти очень свежа встреча с друзьями и коллегами, особенно памятен литературный вечер, организованный земляками.

Сегодня в Москве проживает около тысячи ногайцев, столица большая, и они проживают разбросанно, и вот на организованную там встречу со мной приехали соотечественники из самых отдаленных районов Москвы – послушать мои рассказы о родине и мои произведения. И я их послушал, услышал их размышления о жизни, литературе, о проблемах изучения родного языка. Не скрою, было очень приятно. Жаль, что такие единство и понимание проявляются только вдали от родных мест.

Досье

Иса Суюнович Капаев – ногайский писатель и публицист. Родился 16 июня 1949 года в ауле Эркен-Юрт. Учился в Ростовском инженерно-строительном институте и Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. Работал руководителем КЧР-отделения Литературного фонда РФ. В 2021 году за роман «Саманта» стал лауреатом Большой литературной премии Союза писателей России. Народный писатель Карачаево-Черкесии. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2011).

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях
биография духовно-нравственные ценности заслуженный работник культуры РФ интервью Иса Капаев история Карачаево-Черкесское книжное издательство КЧР литература межнациональное общение народный писатель КЧР национальная культура национальная литература ногайская культура ногайская литература ногайский писатель писатель писательская организация писательское сообщество родной язык русская литература русский язык Северный Кавказ съезд Союза писателей России творческая деятельность