Шедевры отечественной фотоиндустрии
Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5.
Зеркальная эпоха. Начало
В предыдущем очерке отмечалось, что в 1952 году на свет появился новый зеркальный малоформатный фотоаппарат «Зенит» – детище Красногорского механического завода. И всё же эта модель не была первой советской зеркальной фотокамерой. Поэтому будет справедливо упомянуть первый в СССР (и в мире!) зеркальный фотоаппарат, созданный на ГОМЗе – Государственном оптико-механическом заводе в Ленинграде.
До середины 50-х годов малоформатные дальномерные аппараты занимали господствующее положение в фототехнике, их выпускало множество предприятий в разных странах. И хотя в этих аппаратах применялись различные конструкции затворов, дальномеров и разные объективы, все они были по существу более или менее успешными вариантами «Лейки». Однако, при всём удобстве съёмки, лёгкости и относительной универсальности, они имели один общий недостаток – он заключался в том, что видоискатель «дальномерки» всегда показывает фотографу не совсем то, что будет на снимке.
Во-первых, ось такого видоискателя обязательно расположена в стороне от объектива, поэтому картинка на плёнке будет смещена, и чем ближе снимаемый объект, тем смещение окажется больше.
Во-вторых, крайне сложно вести макросъёмку, т. е. снимать объекты с близкого (менее 1 метра) расстояния, когда дальномер уже не работает, а других возможностей обеспечить резкость нет в принципе.
И, наконец, видоискатель показывает сам объект, но не то, каким его «нарисует» объектив. А ведь по полю кадра резкость фотоизображения может быть неодинаковой, могут быть геометрические искажения от наклона камеры, могут быть блики от фронтального света, падающего на оптику, и другие эффекты, которые фотографу видеть крайне необходимо. Но видоискатель дальномерного аппарата такой возможностью не обладает.
Именно необходимость видеть при съёмке то изображение, которое создаёт объектив, привело к созданию ЗЕРКАЛЬНОГО фотоаппарата, который стал основным в ХХ веке и в усовершенствованном виде шагнул в век XXI.
Самым первым изделием, в котором реализован принцип зеркального фотоаппарата, стала советская «ГЕЛЬВЭТА». Те, кто слышит и видит это слово впервые, как правило, недоумевают, поскольку думают, что это название какой-то зарубежной фирмы, но… таковой никогда не существовало. Создателем аппарата был Александр Оскарович Гельгар – преподаватель в Военной электротехнической академии (ВЭТА) и одновременно сотрудник конструкторского отдела ГОМЗ. Зеркальных аппаратов под 35 мм пленку тогда в мире не существовало, и Александр Оскарович был первым, кто разработал такую конструкцию.
Принцип работы камеры прост. Во время перемотки плёнки на очередной кадр взводится затвор, и зеркало видоискателя опускается под углом 45 градусов к оси объектива. Изображение кадра строится на приподнятом матовом стекле, и его можно видеть сверху в окуляр визирования (видоискатель шахтного типа). При нажатии кнопки спуска зеркало поднимается в положение съёмки, срабатывает затвор, и свет от объектива попадает на плёнку.
В июне 1934 года Гельгар показал в редакции журнала «Советское фото» работающий прототип зеркальной камеры, которую назвал «ГЕЛЬВЭТА». Название состоит из первых четырех букв фамилии конструктора – «Гель» и сокращенного названия Военной электротехнической академии – «ВЭТА», в которой он был преподавателем. Название это было рабочим, условным. Чуть позже аппарат получил уже утвержденное наименование – «Спорт», и в 1935 году началось серийное производство. Аппарат выпускался небольшими сериями, несколько раз модернизировался, но в 1941 г. его выпуск был прекращён в связи с началом войны и более не возобновлялся. Всего было изготовлено 1800 шт., поэтому сегодня «Спорт» – коллекционная редкость. Следует отметить, что первая зеркальная фотокамера была далеко не идеальна. Так, пользоваться зеркальным видоискателем было возможно только при достаточной освещённости и глядя вниз с уровня плеч. Изображение в нём было развёрнутым слева направо, да к тому же довольно тусклым, т. к. и матовое стекло, и сам объектив поглощали около четверти светового потока. По этой причине в аппарате был установлен ещё один – телескопический горизонтальный видоискатель, такой же, как в ФЭДах, который частично позволял «обойти» эти недостатки «зеркалки».
Тем не менее «Спорт» был ПЕРВЫМ В МИРЕ малогабаритным зеркальным фотоаппаратом. Правды ради надо сказать, что его первенство оспаривает немецкая модель «Кине-Экзакта», которая появилась на самом деле на год позже – в 1936-м. Но если «Спорт» долго был в стадии опытного мелкосерийного производства, то фотокамеру «Кине-Экзакта», которую создал известный немецкий завод фототехники «JHAGE», имевший намного большие технологические возможности, чем ГОМЗ, сразу же начали массово выпускать. Они и стали наиболее известными во всём мире. «Экзакты», разумеется, не стали копиями «Спорта», но были сделаны по точно такой же схеме: видоискатель был шахтного типа, с матовым стеклом. Потому они имели точно те же достоинства и недостатки, что и советский зеркальный фотоаппарат.
Досье
Александр Оскарович Гельгар – советский оператор, конструктор. Родился в 1901 году в Кизыл-Арвате Закаспийской области. В 1927 году начал работать на вновь организованной киностудии «Туркменфильм», сначала демонстратором фильмов, а когда сконструировал и изготовил мультстанок, – мультипликатором. В начале 1930-х работал в Ленинграде во Всесоюзном объединении оптико-механической промышленности. Известен как конструктор звуковой кинопередвижки «К-25». В 1943 году создал установку для киносъемки с дальних расстояний.
{{commentsCount}}
Комментариев нет