День республики № 36 от 06.04.2023

Дзюдо – это мудрость и сила

В Карачаево-Черкесии работает уникальная детская школа тренера сборной России по дзюдо Арсена Пшмахова

7 апреля в 10:23
331 просмотр
Арсен Пшмахов растит из мальчишек настоящих чемпионов
Арсен Пшмахов растит из мальчишек настоящих чемпионов

Когда в сентябре 2021 года Арсен Пшмахов открыл свою детскую школу дзюдо, он и представить не мог, что уже спустя полтора года у него будет около 500 воспитанников.

Изначально он, конечно, таких глобальных целей перед собой не ставил. Да и «именную» школу – уникальную в своем роде – открывал, по большому счету, чтобы прервать затянувшуюся паузу после ковидных ограничений. Сегодня проект не только живет, но и является реальной альтернативой существующей системе подготовки дзюдоистов.

– Почему вы решили заняться дзюдо и каков был ваш путь в этом виде спорта?

– Мой отец Аюб Пшмахов – заслуженный тренер РФ по дзюдо, а старшие братья – мастера спорта по самбо и дзюдо. Поэтому уже лет с трех я бегал по татами, выполнял какие-то простые элементы. Серьёзно тренироваться начал в старших классах. База была заложена хорошая, поэтому и результаты не заставили себя ждать. Я люблю, конечно, и другие виды спорта, особенно игровые, такие как футбол, баскетбол и волейбол. Даже в школьных соревнованиях участвовал, но при этом дзюдо всегда было в моей жизни. Каждый мальчишка мечтает олимпийское золото завоевать, но это смогут единицы, потому что попасть на Олимпиаду – большое достижение, а выиграть – это верх желания любого спортсмена. Мне удалось два олимпийских цикла быть в составе сборной России по дзюдо, тренироваться вместе с именитыми спортсменами и представлять нашу страну на мировой арене.

– Наверное, в детстве вы хотели быть тренером, как отец?

– Не было такого, чтобы я четко знал, кем хочу стать, когда вырасту. Когда уже достиг осознанного возраста, упорно говорил, что тренером не стану. Но… никогда не говори «никогда», – смеется Арсен. – Я знал, что это очень тяжелый труд, видел своего отца, других тренеров. Тренеры ведь посвящают всю свою жизнь спортсменам, особенно когда это профессиональный спорт. Там эмоции и адреналин зашкаливают. Это невозможно сопоставить с теми переживаниями, которые ты испытываешь как спортсмен. Когда ты выступаешь сам на соревнованиях, ты переживаешь за себя: вышел на татами, первая борьба, и ты уже полностью поглощен процессом. Когда же ты как тренер сидишь и секундируешь, смотришь, как твои ученики борются, у тебя внутри все натянуто. И это чувство от начала и до конца схватки не покидает ни на секунду. Если твой ученик выиграл – ты радуешься, если проиграл – расстраиваешься. Но в этот момент надо думать не о себе, а о своих воспитанниках.

Тренером очень тяжело быть, поэтому я для себя решил, что никогда не буду тренером, и поступил учиться на менеджера в КЧГТА, а потом по настоянию отца все-таки окончил факультет физической культуры КЧГУ. Менеджмент мне во многом помог при создании школы. Второе образование я решил получить в конце моей спортивной карьеры, когда уже выдохся и занимался без огня в глазах. Мне было 28 лет, два олимпийских цикла в сборной я посчитал достаточным, дальше нужно жить обычной жизнью.

Когда я решил закончить спортивную карьеру, тренер сборной России Эцио Гамба предложил работу в мужской сборной по дзюдо. Эцио Гамба – итальянский дзюдоист, его пригласили в Россию после провала нашей сборной по дзюдо на Олимпиаде в Пекине в 2008 году. Под его руководством сборная России выиграла пять золотых медалей в двух олимпийских циклах. И такого результата он сумел добиться всего за восемь лет. Мы были его первым поколением спортсменов. Сейчас многие ребята, как и я, работают тренерами в сборной России по дзюдо, среди них много моих друзей, с которыми мы вместе тренировались. Команда получилась интернациональная, в нее вошли французы, итальянцы, японцы, русские…

– Как появилась идея создать детскую школу дзюдо в Черкесске?

– Когда были на изоляции во время пандемии, у меня появилась мысль, что я должен какой-то след оставить. Стал думать, прикидывать различные варианты. Колесо изобретать не стал, решил: надо развивать то, в чем я неплох. А что я могу? Передать свой опыт в дзюдо детям. Так возникла мысль создать детскую школу дзюдо.

Я долго думал, как назвать школу. Один из друзей предложил дать ей свое имя, ведь все знают, что я спортсмен. Мне было немного неловко. А с другой стороны, когда на кон ставишь свое имя, ты им дорожишь, следишь за качеством. Потому что если неудача – это твое имя, и если успех – это твое имя. А значит, при любом раскладе ты серьезнее будешь относиться к работе. Поэтому назвал Pshmakh school. Честно, я не думал, что такой успех будет – мечтать не мог, что в нашей школе будет заниматься столько ребят в возрасте от 4 до 15 лет.

– В чем особенность вашей школы дзюдо?

– В России не так уж и много школ, которые занимаются детьми с 4 лет. В основном в спортивные секции берут с 6-7 лет. Я много где бывал, видел, как занимаются с детьми в разных странах, какой у них подход к детскому спорту. Многое, конечно, отличается от нашего представления о тренерах, учениках и спортсменах. Раньше у нас было что-то такое советское с кавказским менталитетом, строгая дисциплина, когда ребенок должен по струнке ходить. У европейцев, к примеру, все по-другому, и результат при этом в разы лучше. Цель любого спорта ведь не сделать из ребенка какого-то универсального солдата, а привить любовь к спорту, чтобы он пронес её от начала и до конца своей жизни. Дзюдо уникально тем, что это единоборство развивает не только тело, но и мозг, воспитывает и учит взаимодействовать с людьми.

В философии нашей школы на первом месте стоит воспитание, затем образование и лишь потом спортивные достижения. Дзюдо у нас на третьем месте. Я не думаю, что ребёнок с малых лет должен стать профессиональным атлетом, футболистом, хоккеистом или дзюдоистом. Это только амбиции родителей. Никто не спросил и не узнал, что хочет ребенок, а родители видят в нем уже какого-то чемпиона. И могут этими своими амбициями поломать всю жизнь ребенку. Наша цель – вырастить здорового ребенка. А когда время будет подходить к взрослому дзюдо, к концу обучения в нашей школе – там уже видно, кому дано, кому нет, кто любит или нет. Как можно заставить ребенка заниматься нелюбимым делом профессионально? Невозможно достичь великих достижений и успеха через «не могу» и «не хочу». Поэтому в философии нашей школы в первую очередь идет воспитание. Ребенок может не стать великим спортсменом, но он должен стать хорошим человеком, здоровым членом общества.

Второе – это образование, чтобы разрушить стереотипы о том, что если спортсмен, то обязательно глупый. Это не так, глупых людей полно как среди спортсменов, так и среди обычных людей. И умных людей хватает в спорте и вне его. Да, возможно, спортсмены могут быть не так хорошо образованны в силу того, что много времени потратили на физическое развитие, но ум здесь ни при чем. Я вам скажу, что дзюдоисты прекрасно работают своей головой, умеют мыслить и размышлять. Потому что дзюдо – это не просто борьба, это как в шахматах – война на татами.

И на третьем месте уже спорт. Если кто-то из этих детей захочет дальше заниматься профессионально спортом, конечно, мы будем помогать, вести, давать эту возможность. Также у нас есть возможность приглашать лучших специалистов страны в Карачаево-Черкесию, чтобы дети могли учиться у лучших дзюдоистов и брать с них пример.

Справка

Арсен Пшмахов – российский дзюдоист, серебряный призёр чемпионата России, призёр международных турниров, серебряный призёр чемпионата Европы в командном зачёте, бронзовый призёр чемпионата мира в командном зачёте, мастер спорта России международного класса, тренер мужской сборной России по дзюдо.

Раиса АРНАУТОВА
Поделиться
в соцсетях
Арсен Пшмахов детская школа дзюдо дзюдо интервью спорт спортсмен тренер Черкесск