Он всегда был переполнен идеями
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня рождения известного ученого-лингвиста Ханафи Идрисовича Суюнчева
Имя Ханафи Идрисовича Суюнчева широко известно не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами. Научные труды, словари, программы и учебники, составленные Ханафи Идрисовичем, актуальны по сегодняшний день.
Жизнь Ханафи Идрисовича была удивительно плодотворной и насыщенной. Почти 50 лет он отдал науке, трудясь в Карачаево-Черкесском институте гуманитарных исследований (КЧИГИ). Никогда он не сидел сложа руки в ожидании успеха. Постоянно был переполнен идеями и творческой энергией. Его научные труды – колоссальный результат многолетнего труда, нерукотворный памятник, который воздвиг себе самоотверженным трудом учёный-лингвист. Даже уйдя на пенсию в марте 1987 года, Ханафи Идрисович продолжал научные изыскания. Вот что рассказали о Ханафи Суюнчеве его коллеги.
Азрет ТАТАРШАО, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник КЧИГИ, зампредседателя Правительства КЧР в 1995-1999 гг.
– Я работал с ним много лет и ставлю его на самое первое место среди всех моих коллег. При нем наш институт пользовался солидным научным авторитетом, с нами считались в Москве и Ленинграде. При нем ежегодно на учёбу в аспирантуры Москвы, Ленинграда, Тбилиси и других городов Союза, иногда по несколько человек, направлялись талантливые молодые люди из числа представителей всех народов Карачаево-Черкесии. В их числе были Ася Карданова, Роза Темирова, Шагидат Суюнова, Леля Кунижева, Майя Булгарова, Алла Ерижева, Рамазан Керейтов, Сара Ионова и многие другие, получившие путёвку в науку в стенах нашего института. Главным мерилом при отборе кандидатов на учёбу были деловые качества, способность и склонность человека к кропотливым научным изысканиям. Принципы эти соблюдались неукоснительно. Видимо, поэтому сегодня, по прошествии десятилетий, трудно назвать людей, не оправдавших впоследствии возлагаемых на них Ханафи Суюнчевым надежд. Сам же он был человеком умным, скромным, понимающим.
Ася КАРДАНОВА, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник КЧИГИ
– Я познакомилась с Ханафи Идрисовичем в далёком 1967 году. Он был языковед, я – историк, наш архив в 1943 году сожгли, и мы восстанавливали документы, получали их написанными от руки, иногда были ошибки в фактах. И тогда обращались к Ханафи Идрисовичу. Он всегда мог помочь и все поправить. Конечно, на него, на Невскую и Алексееву мы всегда смотрели снизу вверх, учились у них. Ханафи Идрисович был сама доброта, человек красивый и внешне, и внутренне. Он умел всех сблизить и заинтересовать. Говорил всегда очень тихо, но аргументированно. Обладал даром гасить любой спор. В характере Ханафи Идрисовича были удивительные бескорыстие и чувство такта, простота и искренность. Вместе с директором института Розой Джанибековой, проработавшей в этой должности 20 лет, Ханафи Идрисович многое сделал для подбора и подготовки научных кадров.
Майя БУЛГАРОВА, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований при Правительстве КЧР
– Исследования Ханафи Суюнчева в области филологии активно стимулировали рост отечественной лингвистики, подняли авторитет региональных тюркологических исследований. Его лексикографическая научная школа и сегодня актуальна. Свидетельством этого является востребованность его фундаментальных трудов. Все это сделало Ханафи Идрисовича значимой научной фигурой в российской науке. Сам же он, его жизненный путь, научные исследования служат примером, как нужно жить на своей малой родине, служить своему народу, хранить межнациональное единство. Альтруизм и честность, любознательность и информированность, прямота суждений и нетерпимость к подлости, доброта и способность к сопереживанию были главными чертами Суюнчева. Человек большой души, благожелательный и внимательный к людям, к нижестоящим он относился без заносчивости, к вышестоящим – без подобострастия.
Да, Ханафи Идрисович был не только замечательным учёным, но и добрым, отзывчивым на чужую беду и боль человеком. Именно поэтому его постоянно избирали в состав профсоюзного комитета, в состав партийного бюро. А в последние годы, перед выходом на пенсию, он более десяти лет возглавлял первичную партийную организацию института. И надо отметить, справлялся с обязанностями превосходно. Люди шли к нему и с горем, и с радостью, с проблемами научными, профессиональными и по делам сугубо личным.
В заключение нужно добавить, что Ханафи Суюнчев ушёл из жизни так же просто, как и жил. С вечера 6 января долго общался с братом Хасаном, строил планы на будущее. Потом лёг спать и не проснулся. Провожать его в последний путь пришёл весь аул – и стар, и млад. Школе в Новой Джегуте аульчане присвоили его имя – имя своего выдающегося земляка.
Досье
Ханафи Идрисович Суюнчев (1923-2005 гг.) был участником Великой Отечественной войны. Демобилизовавшись в 1950 году, уехал в Киргизию, где окончил пединститут. По возвращении на родину возглавил сектор карачаевского и ногайского языков в Карачаево-Черкесском научно-исследовательском институте истории, филологии и экономики. Работал над созданием русско-карачаево-балкарского, переводного, терминологического, орфографического и школьного словарей, сборников карачаевских сказок и песен, нартских сказаний. Участвовал в разработке единого карачаево-балкарского алфавита и орфографии.
{{commentsCount}}
Комментариев нет