День республики № 43 от 22.04.2023

Возврат к традиционной системе образования

Сегодня в 11:09
3 просмотра
Валерия БРАТКОВА, заведующая кафедрой Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС
Валерия БРАТКОВА, заведующая кафедрой Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС

В 1999 году в итальянском городе Болонья, в стенах старейшего университета (ему более 900 лет) – Болонского университета, представители двадцати восьми европейских стран подписали Болонское соглашение. С тех пор количество участников увеличивалось: в 2001 году к ним присоединились еще четыре государства, а в 2003 году – присоединилась и Россия.

На начало 2022 года участниками Болонского процесса официально были 49 стран. Присоединение России было продиктовано растущей глобализацией, появлением международной системы лицензирования и сертификации. Согласно договору, студенты стран, входящих в Болонский процесс, должны были обучаться по единым образовательным стандартам, объединяющим высшие учебные заведения разных государств. В результате этого процесса, в соответствии с Лиссабонской конвенцией о признании, было создано Европейское пространство высшего образования.

Россия, вступая в Болонский процесс, предполагала, что наши специалисты будут востребованы на Западе. Ради этой цели мы отказались от многих принципов, на которых была построена классическая система российского образования. Основной целью вступления, прежде всего, была мобильность и гарантия успешного трудоустройства наших выпускников в других странах. А на деле это привело в том числе к «утечке мозгов».

Сейчас уже очевидно, что у российской системы образования на современном этапе иные приоритетные цели. Для российского образования сейчас принципиальным является становление и развитие высоконравственного, инициативного и компетентного гражданина России. На текущий момент опорная ставка сделана на внутреннюю экономику, на ускоренное технологическое развитие России. Президент в своем Послании Федеральному Собранию 2023 года сделал акцент на возвращение к традиционной системе подготовки специалистов с высшим образованием.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, в свою очередь, сообщил, что российские университеты под контролем Министерства науки и высшего образования разработают новые образовательные программы, рассчитанные на 4-6 лет. Президент Российской Федерации отметил, что данный переход будет плавным, а Валерий Фальков, комментируя слова Президента, отметил, что корректировки и изменения будут постепенными, и эти изменения вернут привычную россиянам длительность обучения, которая существовала в рамках специалитета, и не повлекут значительных изменений в организации работы преподавателя и обучения студентов.

Согласно новому законопроекту, который, предположительно, будет принят осенью 2023 года, будет создана обновленная национальная система высшего образования, будет сокращен нормативный срок обучения: для магистров – до одного года, а, возможно, и для бакалавров – увеличен до пяти лет, так как уже очевидно, что четыре года обучения на бакалавриате недостаточно для полноценного формирования у молодых людей профессиональных компетенций. Все это свидетельствует о возвращении российской системы образования к нашей классической традиционной парадигме.

Кстати,

предполагается, что мобильность и возможности трудоустройства могут быть переориентированы на дружественные нам страны Ближнего Востока, Северной Африки и др. Приоритетная цель обновленной национальной системы образования – практикоориентированное образование, подготовка сильных квалифицированных кадров для укрепления всех отраслей национальной экономики.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
Болонская система образования Валерий Фальков Валерия Браткова высшее образование высшие учебные заведения законопроект Министерство науки и высшего образования РФ мнение Мнение эксперта национальная система высшего образования образование образовательная программа российская система образования Северо-Кавказский институт РАНХиГС СКИ РАНХИГС экспертное мнение