Шедевры отечественной фотоиндустрии
Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6.
Первый «Зенит», родоначальник знаменитого семейства
Итак, несмотря на то, что первые зеркальные фотокамеры появились ещё в середине 30-х годов ХХ века, в течение 20 последующих лет большой популярности они не имели. Причин было несколько, но главной стал именно зеркальный видоискатель шахтного типа. Он позволял наблюдать будущий снимок только сверху вниз ниже уровня глаз, переворачивал изображение кадра слева направо, а это было исключительно неудобно, особенно для съёмки движущихся объектов. К тому же, зеркало было невозвратным («залипающим») – при спуске затвора оно поднималось и не возвращалось, и до следующего взвода затвора, т. е. изображение исчезало из поля зрения. К тому же, резкое движение зеркала внутри аппарата приводило к сотрясениям, поэтому возникал «смаз», в общем, не слишком сильный, но вполне заметный при увеличении как некоторая размытость изображения. На фоне этих проблем дальномерные камеры выглядели намного практичнее.
Но отношение к зеркальным фотокамерам кардинально изменило применение в них пентапризмы. Так назывались пятигранные крышеобразные элементы из оптического стекла, которые выправляли «повёрнутые» отражением картинки в исходную сторону. Не вдаваясь в подробное описание их работы, укажем лишь, что это – весьма сложные в производстве изделия, требующие микронной точности с почти идеальной полировкой поверхностей и их последующей металлизацией. Кто из оптиков изобрёл пентапризму, сегодня установить уже невозможно. На первенство создания зеркальной серийной фотокамеры претендуют японский «Пентакс» (в прошлом – «Асахи») и немецкий «Контакс». При попытке установить истину мне пришлось пересмотреть множество источников Интернета, и результат оказался совершенно неожиданным. Ни одна из этих всемирно известных фирм не обладает пальмой первенства.
Первой оказалась мало кому известная сегодня итальянская компания, которая представила в 1947 г. 35-мм зеркальную камеру Rektaflex 947 со шторным затвором, сменными объективами и видоискателем с пентапризмой. Можно сказать, что это была первая в мире зеркальная фотокамера современного типа, и её производство началось в сентябре 1948 года. Другими словами, она появилась на рынке за год до Contax-S, представленной в 1949 году. Она уже имела байонетное крепление большого диаметра и зеркало с быстрым возвратом. Главный её дизайнер известен – им был Телемако Корси.
Но что же представляет собой зеркальная фотокамера с пентапризмой? В общих чертах она повторяет конструкцию с шахтным видоискателем, но вместо шахты с окуляром над матовым стеклом установлена пентапризма, которая выправляет ориентацию изображения «слева направо» и направляет его горизонтально в окуляр фотографа. Таким образом, исправляются главные «пороки» зеркальных фотокамер предыдущего типа.
«Зенит», первый советский аппарат с пентапризмой, появился в 1952, а вышел в серию в 195З году. Один из ведущих конструкторов, авторов и разработчиков «Зенита» Иван Афанасьевич Турыгин был после войны представителем на заводах фирмы Carl Zeiss, где шло изготовление малоформатного зеркального фотоаппарата с пентапризмой «Contax-S». Турыгин изучил его технологию и хорошо знал все трудности и тонкости этого производства. Он понимал, что к полному копированию этой модели наша промышленность пока не готова, поэтому предложил создать «зеркалку» с пентапризмой на базе уже освоенного фотоаппарата «Зоркий».
Конструкция была переработана. Из дальномерной камеры «Зоркий» был удален узел дальномера. Вместо него были встроены пентапризма, фокусировочный экран и зеркало. Был разработан оригинальный механизм для его подъёма при спуске затвора. Зеркало было сделано «залипающим» – оно опускалось лишь при взводе затвора и в этом положении позволяло видеть на матовом стекле изображение, проектируемое через объектив. Но для того, чтобы разместить зеркало и обеспечить его движение, потребовалось отодвинуть объектив от плоскости фокуса. Поэтому рабочий отрезок у объективов для «Зенитов» больше, чем у «Зорких», он равен 45,2 вместо 28,2 мм. В наследство от «Зорких» остались способ зарядки плёнки через низ корпуса и размер присоединительной резьбы для крепления объективов – М39. Но при этом «Зенит» получил новый штатный просветлённый объектив «Индустар-22», пересчитанный на новые сорта стекла, с лучшими характеристиками и в оправе, сделанной специально для «Зенита».
Почти сразу же за «Зенитом» был запущен в производство «Зенит С», который отличался только наличием синхроконтакта для лампы-вспышки. «Зениты» постоянно совершенствовались, появлялись новые модели с новыми объективами, их популярность росла, и постепенно эта марка стала одной из самых узнаваемых в мире. О её развитии будет рассказано в следующем очерке.
Досье
Турыгин Иван Афанасьевич (1904-1966) – выдающийся оптотехник, ученый-оптик, специалист в теории расчета оптических систем, профессор. Выпускник Ленинградского техникума точной механики и оптики (1927 г.) и ЛИТМО. Работал конструктором на заводе ГОМЗ в Ленинграде, где рассчитал: объектив «Ортагоз» (4,5/135, 55°) для первого серийного отечественного фотоаппарата «Фотокор», оптический перископ для подводной лодки, перископ переменной длины для наземных войск, стереодальномер с переменным увеличением для зенитной артиллерии. Заслуги профессора И. А. Турыгина были отмечены высокими наградами: орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета» и несколькими медалями.
{{commentsCount}}
Комментариев нет