День республики № 48 от 04.05.2023

Перспективы сотрудничества между Россией и Ираном

6 мая в 14:22
2 просмотра
Сергей РЕШЕТНЯК, заместитель декана факультета Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС
Сергей РЕШЕТНЯК, заместитель декана факультета Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС

По итогам 2022 товарооборот между Россией и Ираном увеличился почти на 15%. Это является важным показателем того, что наша страна видит в Исламской Республике как минимум надёжного торгового партнёра, а как максимум – партнёра стратегического.

Дело в том, что РФ сейчас проходит тот путь, по которому Иран шёл уже несколько раз. Речь идёт о действующем санкционном режиме, который для нашей страны в полной мере заработал с 2022 года, а начат был в 2014 году, в то время как наш южный сосед с перерывами находится в режиме санкционной изоляции начиная с 1979 года, благодаря чему обладает неким опытом адаптации экономики с переориентацией на национального производителя. В связи с этим, некоторые виды промышленного производства развивались полностью автономно. В первую очередь речь идёт об иранском авиапроме, медтехнике, и частично автопроме.

В условиях, когда наша страна ограничена в поставках, комплектующих из стран G7 и Евросоюза, и пока ещё не удалось воссоздать всю цепочку производства необходимых комплектующих внутри страны, есть вероятность, что иранские промышленные товары и комплектующие будут востребованы. В частности, многие эксперты делают акцент на иранский автопром. У нас был пример не самой удачной попытки захода иранских автопроизводителей на отечественный рынок, но с тех пор многое изменилось. Крупные компании, такие как SAIPA и IKSO, с 2015 года имеют тесные партнерские отношения с компанией Peugeot, что сказалось на повышении качества иранских автомобилей. И даже несмотря на то, что они в 2017 году столкнулись с теми же трудностями, что и Россия, когда США разорвали «Ядерную сделку», фактически данное партнерство не было окончательно прекращено, плюс частично Иран наладил производство некоторых комплектующих у себя. Поэтому иранские производители во многом используют французскую базу. Так же, как и в своё время АвтоВАЗ, что теоретически может восполнить нехватку комплектующих для тех отечественных моделей, которые собирались также на французской базе Renault.

У компании Bahman, владельцем которой является КСИР, имеется другой опыт, они в качестве базы использовали китайские платформы. То есть ровно тот опыт, который сейчас уже запущен в России, в частности на заводе «Москвич». Тем самым мы можем получить временное (а может и более длительное) наполнение рынка относительно недорогими иранскими автомобилями, а также частично заместить комплектующие для нашего собственного производства. Разумеется, при условии их совместимости. Но это видится скорее как временное решение. В Иране сформировалась достаточно сильная инженерная школа, что позволяет говорить о потенциальном сотрудничестве наших стран в области производства промышленной продукции, авиастроении и машиностроении.

Важно

В конце 2022 года было подписано соглашение между Исламской Республикой и ЕАЭС, участницей которого является и Россия, о создании зоны свободной торговли, что существенно упростит перемещение товаров из одной страны в другую, а значит – неумолимо приведет к увеличению товарооборота. А как только будет построен и запущен трансконтинентальный торговый коридор из России в Иран и Индию, товарооборот может увеличиться ещё больше.

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
автомобильная промышленность автопром Иран комплектующие мнение Мнение эксперта промышленное производство промышленность санкции Северо-Кавказский институт РАНХиГС Сергей Решетняк СКИ РАНХИГС товарооборот торгово-экономическое сотрудничество экспертное мнение