День республики № 50 от 09.05.2023

Не будь её, не было бы и нас

В годы Великой Отечественной войны учительница из села Учкекен Разумхан Чомаева спасла детей из блокадного Ленинграда

12 мая в 15:38
2 просмотра
Разумхан Чомаева со своей семьей
Разумхан Чомаева со своей семьей

История знает множество случаев, когда человек, рискуя своей жизнью, спасал других людей. Исторических примеров можно привести множество, и каждый из них служит назиданием и примером человечеству. Мы расскажем о гражданском подвиге нашей землячки Разумхан Чомаевой (Каракотовой).

В новую семью

Разумхан была одной из десяти детей в семье Махая Каракотова, заместителя главы аула Хурзук. Махай Даулетгериевич был человеком просвещённых, передовых взглядов, а брат Разумхан, Исмаил Каракотов, не только был первым директором педрабфака в Карачаевске, но и возглавлял в своё время облоно Карачаево-Черкесской автономной области.

В такой семье, где нравственность и человечность ставились превыше всего, и выросла Разумхан, окончила педагогический рабфак, вышла замуж за Сеит-Батдала Чомаева, стала работать учительницей в школе аула Учкекен под началом супруга, который был директором школы. Работу свою они любили, среди соседей и аульчан пользовались уважением, растили четверых малышей, дом был полон родных и близких – это и было счастье.

Обрушившаяся на страну война катком прошлась по миллионам судеб. В первые же дни войны глава многодетной семьи Сеит-Батдал Чомаев ушёл на фронт добровольцем. Для Разумхан начались долгие тревожные дни ожидания хоть каких-нибудь вестей.

В один из дней 1942 года разнеслась весть о том, что через Учкекен повезут в горы детей из блокадного Ленинграда, чтобы их спасти. О трагедии находящегося в осаде города, о страданиях его жителей знал тогда весь мир, не то что маленький Учкекен. Местные жители, услышав эту новость, собрали в котомки и узелки еду и отправились к бедным детям. Те выглядели ужасно: с запавшими глазами, серые, тощие. Сердца у аульчан буквально обливались кровью, но Разумхан опомнилась первой. Она остановила людей, сопровождавших этих детей, и упросила оставить у неё пятерых девочек. Эти девочки: русская Анна Жернова, белоруска Валентина Бурун, еврейки Ирина Стельмахова, Валентина Филак и Анна Польва – стали полноценными членами её и без того многодетной семьи, глава которой воевал на передовой. Соседи помогали кто чем мог – кто еды принесёт, кто одежду-обувку. Так что девочки из Ленинграда были одеты как все, и в семье, и в ауле их уже давно считали своими.

Навеки в памяти людской

А вскоре в селе появились фашисты. Они собрали оставшихся в ауле стариков, женщин и детей и зачитали приказ, что если среди населения есть коммунисты, красноармейцы, евреи, то они должны сдаться. Те, кто будет прятаться, будут расстреляны или сожжены вместе с теми, кто их скрывает.

Разумхан не знала, как спасти бедных девочек, которые из огня попали в полымя. Она прятала их где могла, а когда уходила в Кисловодск менять молоко на продукты, закрывала всех девятерых в землянке в углу огорода, вход засыпала початками кукурузы. На Кавминводах фашисты лютовали. Повсюду рассказывали об их зверствах. Разумхан чувствовала, как сжимается сердце от страха за своих девятерых детей. Вернувшись, она украдкой отпирала землянку, заводила всех тихо в дом, топила печь, кормила детей, даже читала им книги.

Фашисты о существовании девочек знали. Они несколько месяцев вызывали Разумхан на допросы, угрожали сжечь живьём, трясли перед ней пистолетом. Разумхан уверяла врагов, что это её племянницы из аула Хурзук, внутренне сжимаясь от страха за невинных, но уже настрадавшихся детей.

Летом 1943 года уже окрепшие и даже выучившие язык пять девочек вернулись к себе в Ленинград. А глухой осенней ночью того же года Разумхан с детьми и со всем народом была насильственно отправлена в ссылку в Среднюю Азию. Вернуться ей было не суждено. Через несколько недель она, дававшая другим еду и кров, скончалась в Киргизии от голода и холода. Родным детям Разумхан суждено было вырасти в детском доме.

А приёмные дочки… Они долго искали свою названую мать, потом с горечью узнали о её трагической смерти.

Однако спустя время они решили все-таки съездить в Карачай, где в годы войны нашли приют. Они вернулись в горный край и даже смогли встретиться с кем-то из названых братьев и сёстер. Родственные отношения между ними продолжались долгие годы. Жительницы Ленинграда, пережившие все ужасы блокады, передали своим детям любовь к навеки родной семье в Карачае и ставшей им мамой Разумхан Махаевне Каракотовой, которая их спасла и руки которой они так и не смогли поцеловать…

Справка

На Ставрополье во время войны в результате массовых убийств погибли 28 тысяч человек. Так, 12 августа 1942 года оккупанты собрали на привокзальной площади три с половиной тысячи жителей Ставрополя, привезли их в район аэродрома и расстреляли. Кроме того, как указывал помощник главного обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе Лев Смирнов, нацисты впервые использовали душегубки для массового уничтожения людей именно на Ставрополье.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
биография Великая Отечественная война ВОВ депортация в Среднюю Азию депортация карачаевского народа дети блокадного Ленинграда история карачаевский народ люди Подвиг Разумхан Чомаева село Учкекен судьба человека учителя Учкекен