Встретил Победу на Одере
Наш земляк, участник Великой Отечественной войны Петр Неделков, в этом году отметил свой 101-й день рождения
К сожалению, все меньше и меньше в наших рядах остается участников Великой Отечественной войны – время неумолимо. Петру Николаевичу Неделкову повезло – он выжил в суровых военных буднях роковых сороковых и до сих пор радует нас своими воспоминаниями о фронтовой дружбе, о нелегких испытаниях, которые выпали на долю нашей страны.
– Когда началась Великая Отечественная война, мне было 19 лет. Я жил в Керчи и работал помощником машиниста на электростанции судоремонтного завода. В армию меня не забрали, потому что была бронь от завода. Так мы и работали до ноября 1941 года, пока к нам на электростанцию ночью немцы не пришли. Нигде рядом ни боя не было, ни стрельбы. В тишине зашли, за шкирку похватали и повезли всех работников на вокзал, чтобы потом в Германию отправить. Той же ночью с товарищем мы сбежали от фашистов. Узнали, что в Старокарантинских каменоломнях организован партизанский отряд, и мы влились в него, – вспоминает Петр Николаевич.
В состав партизанской группы входило около ста человек, в основном местные жители Керчи. Лишь позже, после полного отступления советских войск, в отряд влилось несколько бойцов Красной Армии. До сих пор темные лабиринты катакомб, простирающиеся на десятки километров под землей, хранят в себе тайны героев, воевавших здесь на протяжении нескольких месяцев.
Неделков провел в Старокарантинском партизанском отряде полгода. Условия жизни в катакомбах были суровыми: температура не поднималась выше 4 градусов, а воздух был сырой и пронизывал до костей. Особенно тяжелое положение было с провизией и водой.
– Света у нас не было, продуктов тоже. Мимо проходила дорога Керчь-Феодосия, как только дневная разведка доложит командиру, что по дороге движется немецкая колонна, мы занимали позиции. Немцев побьем, машины погорят, а потом мы берем бензин, продукты какие есть, оружие. У нас все оружие и боеприпасы были трофейные – немецкие. Хуже стало, когда немцы все выходы заблокировали, поставили охрану и стали в выходы гранаты бросать, чтоб мы не вышли, – делится тяжелыми эпизодами партизанской жизни Петр Неделков.
За долгие месяцы в катакомбах партизаны выучили каждый закуток и могли легко ориентироваться без света. Никакой связи у Старокарантинских партизан с Советской армией не было, поэтому решили отправлять в разведку небольшие группы по 2-6 человек. В очередную вылазку к своим Петр Неделков отправился в составе группы из 6 человек. До линии фронта шли ночью, а днем прятались. Спустя трое суток группа добралась до линии фронта, где разделилась. Нейтральную полосу между советскими и немецкими войсками Петр Неделков преодолевал в одиночестве. Немного поплутал в темноте, но все же вышел к своим.
Петр Николаевич был записан в запасной полк, а оттуда направлен в пятую автороту Первого Белорусского фронта в качестве водителя.
– Наши войска собирались форсировать Одер. Для этого надо было для танков и техники сделать переправу. Её делали с помощью нашей пятой автороты. Много шоферов там погибло, очень много… – с горечью вспоминает Петр Неделков.
Несмотря на трудности, пятая авторота свою задачу выполнила. Советские войска пошли в наступление, а через несколько дней наступила долгожданная Победа.
Еще несколько месяцев после победы рядовой Неделков был на службе, а осенью демобилизовался. Жил в Керчи, в Мелитополе, в Сибири. В Черкесск приехал к родному дяде. Около 40 лет П. Неделков проработал на заводе холодильного машиностроения. В Черкесске Петр Николаевич Неделков встретил свою вторую половинку – Нину Федоровну, с которой вырастил двух сыновей. Сейчас у него две взрослые внучки, подрастают четверо правнуков. Все они гордятся дедом.
{{commentsCount}}
Комментариев нет