День республики № 52 от 16.05.2023

Об эффективности ПВО

В ночь на 3 мая Киев попытался нанести удар беспилотниками по Кремлевской резиденции

17 мая в 14:09
4 просмотра
Антидроновое ружье может подавить любой беспилотник
Антидроновое ружье может подавить любой беспилотник

Попытка бандеровских укронацистов дотянуться с помощью беспилотников до Кремля не имела ощутимого военного успеха: она не нанесла каких-либо повреждений объекту и не привела к потерям среди его персонала.

Другое дело – общественный и политический резонанс, вызванный этим происшествием. Уже сам факт того, что дронам удалось проникнуть на Кремлёвскую территорию и достигнуть резиденции Президента России вызвал в стране не только волну гнева, но и потоки толков, мнений и оценок. К сожалению, большая часть мнений, появившихся в соцсетях интернета, – это типичные диванные рассуждения о слабости российской армии и критика от тех, кто и близко не знаком с современными средствами и задачами противовоздушной обороны (ПВО). Автор этой публикации служил в одной из строевых частей этого рода войск, поэтому более-менее представляет себе возможности и сложности, с которыми наши защитники сталкиваются в реальности.

Прежде всего о том, какие задачи ставятся перед системой ПВО. Её главная задача по уставу – максимально ослабить удар с воздуха, не допустить прицельного поражения объекта нападения, а по возможности и уничтожение средств нападения. В реальности ПВО нигде и никогда не может быть идеальной. Исторически сложилось так, что ПВО создавали, прежде всего, для борьбы со скоростными и мощными средствами доставки боезарядов, прежде всего ядерных. Советские, а ныне российские комплексы ПВО способны успешно бороться с самолётами, крылатыми и баллистическими ракетами, в том числе и с малозаметными, во всём диапазоне высот. Но для выведения из строя мелких, а потому почти незаметных для радиолокации аппаратов, тем более – в составе «роя», нужны совершенно другие средства. Таковых, кстати, пока не имеет ни одна армия в мире, кроме российской. Это – радиолучевые системы, благодаря которым достигшие Кремля беспилотники так и не выполнили до конца свою задачу.

Однако есть ещё одна серьёзная проблема – подлётное время. Для того, чтобы обнаружить противника, определить его высоту, скорость и направление полёта, а затем навести оружие, необходимо минимум 5-8 минут. Но в данном случае, как уже выяснилось, запуск дронов был произведён в самой Москве. Их полёт мог длиться всего 2 минуты со скоростью около 200 км/час и на сверхнизкой высоте, что сделало невозможным своевременное обнаружение.

В таких ситуациях борьба с противником смещается в область выявления и ликвидации тех, кто запускает аппараты – с диверсантами и шпионами, другими словами, в сферу деятельности структур ФСБ и Росгвардии. Потому нелишне было бы призвать всех сограждан к бдительности, поскольку на самом деле время нынче – военное.

И скажем прямо, врагов внутри России появилось совсем немало. Ведь не столь давно с территории Украины, якобы спасаясь, от нацистских порядков, к нам проникли и те, кого планировалось впоследствии использовать для диверсий, поджогов и терактов (что мы сегодня и наблюдаем).

И всё же дроны – не сверхоружие, и обнаруживать их всё-таки возможно. Вспомним опыт Великой Отечественной. Незадолго до её начала в западных районах СССР при подразделениях ПВО активно создавались подразделения НОС – наблюдения, оповещения, связи. Они размещались на наблюдательных вышках. А поскольку локаторов тогда не было, их оснащали телефонами, биноклями, иногда дальномерами. Работа этих постов давала ощутимые результаты, и нюх НОСа был весьма чутким! Возможно, этот опыт в каком-то виде было бы полезно использовать и теперь, причём привлечь для этого и старших ребят из «Юнармии».

Так или иначе, с врагом надо бороться, а не вскрикивать при каждой его попытке нащупать слабое звено в обороне «Ах, всё пропало! Куда смотрит командование, кто виноват?»

Что касается политического эффекта этой наглой выходки, фашиствующего укрорейха, то стоит отметить, что произошла по существу, хоть и безуспешная, но попытка убийства Президента России, а это, как говорят дипломаты, «казус белли». Что буквально означает: повод для войны. Недаром все западные правительства, включая США и саму Украину, в страхе поспешили откреститься от соучастия в провокации, а сам Зеленский кинулся в турне по Европе, явно опасаясь за свою драгоценную жизнь на Родине. Я не уверен, что Россия объявит войну сейчас, но не сомневаюсь, что вся банда с Банковой улицы получит по заслугам рано или поздно. Лучше бы вовремя.

Справка

7 мая Министерство обороны России сообщило об уничтожении и подавлении за ночь над Черным морем 22 украинских БПЛА. Как уточнил официальный представитель ведомства Игорь Конашенков, все украинские беспилотники «уничтожены огнем зенитных ракетных комплексов или подавлены средствами радиоэлектронной борьбы».

В. П. РОМАНЕНКО
кандидат технических наук, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России
Поделиться
в соцсетях
атака беспилотника беженцы беспилотник беспилотный летательный аппарат Великая Отечественная война Взгляд Владимир Зеленский история Министерство обороны РФ Минобороны России мнение Москва ПВО противодействие диверсионно-террористической деятельности Росгвардия система ПВО специальная военная операция средства радиоэлектронной борьбы терроризм террористический акт Украина фашизм ФСБ России юнармия