День республики № 53 от 18.05.2023

Комплексное решение проблем высшего образования

19 мая в 13:45
2 просмотра
Виталий МЕЛЬНИКОВ, доцент кафедры Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС
Виталий МЕЛЬНИКОВ, доцент кафедры Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС

Сегодня проблема развития отечественной системы высшего образования выступает в качестве краеугольного камня в процессе решения задач социально-экономического, военно-политического и геополитического характера.

Конечно, весьма важным является вопрос о совершенствовании базовой модели, включающей разграничение уровней и сроков получения высшего образования.

Бесспорно, необходимо возродить лучшее из опыта советского периода, но также учесть положительные практики последних лет. Необходим поиск баланса и компромисса между старой и новой, между жесткой и гибкой, между академической и прикладной системами.

Мы не успели полностью адаптироваться к модели «бакалавриат – магистратура – аспирантура». Не успели не только вузы, но и другие участники рынка – студенты и работодатели, их кадровые службы. Хотя бы потому, что профессиональные стандарты, пришедшие на смену тарифно-квалификационным справочникам, разработаны и утверждены далеко не для всех профессий и должностей. А те, что разработаны, в нынешних условиях будут требовать переработки.

С другой стороны, состав и количество уровней высшего образования, продолжительность их освоения все же играет второстепенную роль. На первом плане должно быть качество образования. Его невозможно добиться только лишь изменением вида и структуры системы. Важно посмотреть на ее внутреннюю составляющую: система управления высшим образованием; научно-педагогические работники, материально-техническое обеспечение и, собственно, сам продукт – передаваемые знания, умения и навыки.

Практика показала, что, уходя от излишней жесткости системы советского образования мы получили и негативный эффект от перехода к ее излишней гибкости в плане формирования профилей подготовки, их содержательной части.

Поэтому, важно, чтобы новая система высшего образования была гибкой, учитывала потребности рынка, но также должна быть достаточно жесткой, чтобы не позволять допускать произвола на рынке образовательных услуг.

В этой связи особо пристальное внимание должно быть уделено разработке образовательных стандартов с учетом изменений в уровневой модели системы высшего образования, которые должны учесть не только сегодняшние реалии, но и прошлый позитивный опыт ее развития.

Важно

О необходимости вернуться к традиционной системе подготовки специалистов с высшим образованием Президент России Владимир Путин заявил в своем Послании Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года. По его словам, отечественному образованию нужен «синтез того лучшего, что было в советской системе, и опыта последних десятилетий».

Армида КИШМАХОВА
Поделиться
в соцсетях
Виталий Мельников высшее образование мнение Мнение эксперта национальная система высшего образования образование образовательные организации образовательные стандарты образовательные услуги повышение качества образования Северо-Кавказский институт РАНХиГС СКИ РАНХИГС советская система образования экспертное мнение