День республики № 54 от 20.05.2023

И снова Островский на сцене Русского театра

23 мая в 13:39
11 просмотров
Купчиха Белтотелова (А. Комаревцева) и сваха Акулина Гавриловна (О. Чагарова)
Купчиха Белтотелова (А. Комаревцева) и сваха Акулина Гавриловна (О. Чагарова)
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

22 мая в зале Северо-Кавказской государственной академии Русский театр драмы и комедии КЧР в очередной раз представит спектакль «Женитьба Бальзаминова».

Романтические метания и корыстные чаяния

Пьеса «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдешь, то и найдешь») русского драматурга Александра Островского не только замыкает трилогию о молодом чиновнике Бальзаминове («Праздничный сон – до обеда» и «Свои собаки грызутся, чужая не приставай»), но и наиболее любима широким кругом почитателей таланта великого классика. В постановке известного режиссера, декана режиссёрского факультета Российского университета театрального искусства – ГИТИС Владимира Байчера Русский театр уже семь раз представлял спектакль зрителю, но искренняя и талантливая игра актеров всякий раз продлевает ему жизнь на сцене.

Действие пьесы происходит в XIX веке в Москве. По замыслу автора главный герой – неказистого вида мелкий чиновник Миша Бальзаминов (актер Шамиль Алиев), проживающий вместе с маменькой Павлой Петровной (нар. арт. КЧР Ольга Ивашова) и кухаркой Матреной (Сульсана Аджиева). Не обладая особыми талантами и звезд с неба не хватая, молодой человек тем не менее страстно желает разбогатеть и кратчайший путь к достижению этой цели видит в женитьбе на невесте с солидным приданым.

Живое и искреннее, но при этом уверенное исполнение каждым актером своей роли легко переносит зрителя из пространства зала в XIX век. И несмотря на то, что от того самого Бальзаминова нас отделяет более полутора столетий, актерская труппа прекрасно справляется со своей задачей, искусно адаптируя замысел классика для современного восприятия. При этом постановка не таит в себе неожиданных новаций, которые так часто можно встретить в современных спектаклях на классические пьесы. Все добавленные режиссером «ноу-хау» и оригинальные декорации вполне уместны.

В спектакле также много музыки, песен, поэтому он кажется еще более зрелищным и ярким. Вносят свою лепту и необычные наряды всех персонажей, соединяющие в себе веяния моды разных времен. Периодически то один, то другой актер в образе уходит в партер, что еще больше вовлекает зрителя в сюжет. И, хотя мы все воспитаны на персонажах русских классиков, воспринимается пьеса свежо и смотрится на одном дыхании.

Блаженный или глупый?

Созданный Островским и талантливо сыгранный Шамилем Алиевым образ простака Бальзаминова лишь на первый взгляд примитивен, на самом же деле весьма неоднозначен. Заметьте, при всей своей недалекости, корыстных намерениях и экзальтированной расчетливости у зрителя Михайло вызывает скорей снисходительную усмешку, чем откровенную неприязнь. Ведь вся мечтательность и несбыточность его желаний не самоцель, а скорее способ выживания в чуждом ему московском обществе.

Анфиса (С. Смиренная), Раиса (М. Халкечева) и Михайло Бальзаминов (Ш. Алиев)
Анфиса (С. Смиренная), Раиса (М. Халкечева) и Михайло Бальзаминов (Ш. Алиев)
Источник — Фото Светланы ОСЕЦКОЙ

Крылатым выражением стала глуповатая фраза Мишани: «Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный – на богатой; а кто не послушается, тому смертная казнь». Наивно? Да, но с подоплекой.

Искусство нетленно

Представляя спектакль, директор театра Хасан Биджиев особо отметил критерии полноценного присутствия на нем зрителя – всегда полный зал, живой интерес и громкие аплодисменты.

– Люблю это произведение, фильм, в котором Вицин безусловно гениален, поэтому изначально интересно было посмотреть, как интерпретируют пьесу наши актеры и режиссеры. Уже дважды ходила на постановку и оба раза была в восторге, – делится впечатлениями о просмотре Фатима Мидова.

Очень понравился музыкальный спектакль и Татьяне Лавринец, которая была там с внучками – десятилетней Ариной и четырехлетней Яной. В итоге все были довольны:

– Снова наши артисты очень достойно отыграли. Я переживала – не заскучают ли внучки, но обе смотрели с большим интересом, а потом очень живо все комментировали, – говорит Татьяна Юрьевна.

Что ж, подобные отзывы – не только очередное признание нетленности произведения Александра Островского «Женитьба Бальзаминова», но и лучший комплимент игре актеров, которые в очередной раз порадовали нас своим талантом. А сам спектакль – достойный пример классической пьесы на сцене современного театра.

Впереди – новые спектакли и премьеры. Как сообщил Хасан Биджиев, в ближайших планах постановка московским режиссером спектакля по произведению Чингиза Айтматова «Материнское поле».

– Это трудные для страны дни, когда наши ребята, в том числе актеры нашего театра, находятся в окопах и блиндажах, сражаясь за правое дело. Мы, конечно же, их не забываем, но жизнь продолжается. И эта постановка будет очередным нашим вкладом в общее дело, – отметил Хасан Якубович.

Кстати,

во время апрельского показа спектакля в государственной филармонии сотрудники детской библиотеки имени Сергея Никулина в рамках сотрудничества с госфилармонией представили в фойе филармонии выставку «Театр русских нравов», приуроченную к 200-летию со дня рождения Александра Островского. В экспозиции были представлены другие произведения автора пьесы, книги издания разных лет из фонда нашей библиотеки, цитаты писателя и иллюстрации к «Женитьбе Бальзаминова».

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях
200-летие со дня рождения Александр Островский Владимир Байчер выставка "Театр русских нравов" Государственная филармония КЧР КЧР КЧРДБ им. С. П. Никулина мнение общественное мнение пьеса режиссёр Рецензия Русский театр драмы и комедии КЧР СКГА спектакль спектакль "Женитьба Бальзаминова" театр театральная постановка театральное искусство Хасан Биджиев экспозиция