День республики № 67 от 20.06.2023

Пиетет к наследию

Ильяс Шахаев происходит из потомственной семьи ювелиров, что хранят преемственность, владеют древним искусством создания украшений

21 июня в 09:52
5 просмотров
Мастер-ювелир Ильяс Шахаев
Мастер-ювелир Ильяс Шахаев

Гравировка, чернь, эмаль, филигрань… Тончайшая вязь узора уводит воображение в древние времена, когда на смену боевому снаряжению, изготовлением которого славился древний аул Кубачи, пришло ювелирное искусство. Так, обретая неповторимую символику, авторский стиль, создавалась известная во всем мире уникальная школа мастерства.

Преемственность

Уникальные узоры влекут традиционным рисунком, характерным для кубачинских мастеров. Используя в ювелирной технике авторский почерк, неповторимую филигранную вязь, они демонстрируют многообразие техники, давая простор фантазии, создавая настоящие произведения искусства.

– Рукотворное искусство является отражением развития духовной культуры Страны гор, чье прикладное ремесло – ярчайший образец национальной самобытности народов, проживающих на земле Дагестана, – считает ювелир Шахаев.

С раннего детства Ильяс любил работать с металлом, а уже в первом классе по совету отца собрал цепочку «восьмерка», которая в ювелирном деле считается первым шагом в стремлении быть усидчивым, терпеливым – качества, присущие настоящему мастеру. Потом была учеба в художественном училище им. М. А. Джемала, где он обучался по специальности «художник-ювелир», затем художественно-графический факультет ДГПУ, где приобрел специальность «учитель ИЗО».

– Отец приучал меня идти постепенно от простого к сложному, – рассказывает мастер. – Тогда у нас в Кубачи работал художественный комбинат. Работа кипела, продукция распространялась по всему миру. Государство обеспечивало умельцев сырьем и оборудованием. Здесь получали рабочую закалку новички, а наставничество считалось частью производственного процесса. И я тоже зарабатывал, пусть и небольшие, но деньги, а что важнее, получал бесценный опыт.

Ильяс вспоминает, что после 9 класса отец, знаменитый ювелир, определил его и двух братьев в художественное училище. Потомственный мастер передал сыновьям в руки ремесло, но при этом не ограничивал в свободе выбора будущей профессии. Средний сын, Заур, стал архитектором, младший, Эльдархан, окончив ДГУНХ, работает инженером. А Ильяс охотно занимается ювелирным делом и ни разу не пожалел об этом.

Он считает своего отца Абдуллу Шахаева, доцента кафедры Дагестанского государственного педагогического университета, где он ведет «Проектирование, технологию ювелирных изделий», «Основы производственного мастерства», своим духовным учителем. «Мне есть с кого брать пример», – говорит Ильяс Шахаев.

Династия

Ильяс знакомит со своей родословной, в которой, как в зеркале, отражается уклад жизни, искусство мастеров, превративших предметный быт в произведения искусства.

– Прадед Закарья Шахаев был потомственным ювелиром-филигранщиком, – рассказывает потомок мастера. – Он много путешествовал по свету, работал в различных ювелирных цехах северокавказских городов, в Краснодаре, Тбилиси. Молва о мастерстве ювелира быстро разлетелась окрест. А выполненные им серьги, браслеты, пояса женщины носили с особым пиететом. Прадед был одним из восьми ювелиров, стоявших у истоков создания артели «Кубачинский художник», по сути положивших начало коллективному творчеству. Вместе с отцом и старшим братом Саидом они были авторами того самого легендарного набора боевого оружия – шашки, кинжала, кожаного пояса. Выполнены они были из серебра, инкрустированного золотым орнаментом в виде лепестков, декорированного черневым узором, вставками из слоновой кости, на них красовалась золоченая арабская надпись «Членам императорской семьи».

Набор преподнесли царю Николаю II в Майкопе. Император был в восторге, высоко оценил произведение искусства и велел выписать казначейский билет, в который сами умельцы могли вписать любую сумму. Однако мастера, проявив горское достоинство, не злоупотребив щедростью самодержца, указали в нем только стоимость своей работы.

Дед Шапи Закарьяевич – ювелир, педагог, после окончания Маджалисского педучилища много лет проработал учителем в Кубачинской школе, совмещая занятия с должностью художника-филигранщика в экспериментальном цехе в Кубачи. Он был одним из самых уважаемых аксакалов среди сельчан, по достоинству ценивших его за мастерство.

– Мой отец достойно продолжил непрерывную династийную цепочку, – говорит Ильяс. – Начальное профессиональное образование он получил на базе Кубачинского комбината художественных изделий, потом учился у ведущих мастеров ювелирного искусства, таких как Р. Алиханов, Г.-Б. Магомедов, сыгравших огромную роль в его профессиональном росте, дальнейшем творческом пути.

Он награжден грамотами за участие в выставках декоративно-прикладного искусства. Номинант многих международных конкурсов, участник различных молодежных форумов, победитель конкурса-выставки форума «Неделя дружбы студенческой молодежи», за высокий профессионализм и личный вклад в развитие народных художественных промыслов награжден Почетной грамотой Министерства по туризму и народным художественным промыслам РД.

Ювелирные работы мастера входят в каталог Союза художников РД, а также в каталог «Искусство молодых художников Дагестана». Впереди у него много планов и проектов.

Айшат ТАЖУДИНОВА.
Сетевое издание «Дагестанская правда».

Кстати,

Кубачи – это особый вид искусства, дагестанский бренд, изделия местных мастеров хранятся в крупнейших музеях мира. Ильяс, рассказывая об уходящем в зороастрийскую религию кубачинском искусстве, напоминает, что историческое прошлое – непрерывная цепочка древних ремесел, сохраняя которые каждое последующее поколение приобретает необыкновенный заряд.

Айшат ТАЖУДИНОВА
Поделиться
в соцсетях
воспоминания Дагестан декоративно-прикладное искусство Ильяс Шахаев история Кавказ - наш общий дом Кубачи люди мастер-ювелир народные промыслы народные художественные промыслы Пресса Кавказа ремесло Республика Дагестан Сетевое издание «Дагестанская правда» Творческие люди традиционное ремесло человек и его дело ювелир ювелирное дело ювелирное искусство