Шедевры отечественной фотоиндустрии
Продолжение. Начало ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7.
«Старт» на среднюю дистанцию
Фотоаппарат для репортера
После выхода в продажу первого «Зенита» оказалось, что спрос на него довольно высок. И сразу же появился его усовершенствованный близнец «Зенит С» с устройством для подключения лампы-вспышки и улучшенным затвором – с расчётом для использования камеры для редакций газет и журналов. Однако было очевидно, что для репортёрской работы нужен аппарат с большим набором функций и творческих возможностей.
В те далёкие шестидесятые, когда я только начинал свой путь в фотографии, этот аппарат, однажды увиденный в руках заезжего фотокорреспондента, сразу же запал в душу и надолго стал несбыточной мечтой. Камера внушала уважение крупным светосильным объективом, замысловатым рычагом нажимной диафрагмы, добротным хромированием и ощутимыми размерами, которые, кстати, далеко не всегда считались недостатком для фотокамер такого класса. Да-да, именно класса, ибо этот фотоаппарат был задуман как системная камера высокого класса именно для репортеров и профессионалов.
Важные «примочки»
«Старт» начал выпускаться на Красногорском механическом заводе в 1958 г. В его конструкции использовались лучшие технические решения того времени, применявшиеся ранее, – как в фотокамере «Зоркий-4», так и в некоторых зарубежных образцах. Например, механизм привода нажимной диафрагмы объектива выполнен приблизительно так же, как в немецких «Экзактах». Поскольку «Старт» создавался как репортёрский аппарат, решение о применении нажимной диафрагмы было не случайным. Дело в том, что съёмка зеркальным аппаратом имеет некоторые особенности. Точный контроль резкости в зеркальном видоискателе по матовому стеклу удобен лишь при полностью открытой диафрагме объектива. Но перед съёмкой её необходимо установить на нужную величину, т.е. отодвинуть камеру от глаза, повернуть кольцо установки диафрагмы на нужное деление, затем снова вернуть аппарат в положение визирования и лишь после этого нажать на спуск. За это время нужный момент «уйдёт» безвозвратно, а для репортёров это неприемлемо. Поэтому для «Старта» был создан объектив «Гелиос-44», в котором диафрагма устанавливалась предварительно, а при нажатии на спусковой рычаг она закрывалась до нужного значения, и одновременно с этим происходило срабатывание затвора. Затвор «Старта» аналогичен затвору аппарата «Зоркий-4», и по сравнению с затвором «Зенита» обладает существенно большим диапазоном выдержек – от 1 сек. до 1/1000 сек.
Как и полагается для профессиональной фотокамеры, в «Старте» есть специальный нож, который позволяет при закрытой камере отрезать отснятую часть плёнки и вынуть её для проявки, что весьма удобно для фоторепортёров. По этой причине вместо приёмной катушки применяется вторая (приёмная) кассета.
По своему уровню фотокамера «Старт» была достаточно перспективной и в целом соответствовала требованиям профессионального аппарата.
Интересные детали
Мечта иметь в своей коллекции фототехники «Старт» с годами не исчезла и однажды воплотилась в виде подарка, который вручил мне один из московских друзей, перешедший на цифровую фототехнику. Камера оказалась во вполне приличном состоянии и нуждалась разве что в чистке, смазке и незначительной регулировке пружин затвора. Объектив, однако, был заметно запылён, поэтому его также пришлось разобрать для чистки, но при этом обнаружилась одна удивительная деталь – на боковых поверхностях линз были нанесены номера! Всё это говорило о том, что к изготовлению деталей объектива и качеству сборки в те годы подходили весьма ответственно и добросовестно, а «его величество вал» ещё не диктовал свои условия в производстве фототехники. Позже оказалось, что изображение, сделанное «Гелиосом» от «Старта», заметно отличается от картинки, которую давал его зенитовский тёзка, произведённый на свет спустя двадцать лет.
И все же…
И всё же «Старт» так и не получил признания профессионалов. Причин несколько. Во-первых, несмотря на то, что он был изначально создан для работы со сменной оптикой, завод так и не выпустил к нему ни одного дополнительного объектива с оригинальным байонетом «Старта» и с нажимной диафрагмой. Вместо этого к аппарату прилагалось переходное кольцо для использования объективов от «Зенита», с обычным управлением диафрагмы, что, вообще говоря, не имело смысла. Пентапризма в «Старте» съёмная, вместо неё можно было бы устанавливать шахту с окуляром, чтобы вести съёмку, не поднимая камеру и не привлекая внимания окружающих. Но выпуск этого устройства так и не был налажен. Во-вторых, в «Старте» сохранилось невозвратное зеркало видоискателя. После спуска затвора изображение исчезало, и у фотографа не было уверенности, что снят именно нужный момент события, а не более ранний или более поздний… Невозвратное («залипающее») зеркало уже тогда выглядело устаревшим по сравнению с профессиональными зарубежными образцами, в которых применялось «моргающее» зеркало постоянного визирования. В-третьих, рычаг спуска и нажимной диафрагмы был крайне неудобен, до него не так-то легко было дотянуться пальцем. И, наконец, аппарат получился довольно тяжёлым – 1,2 кг, носить его на себе в течение целого дня для репортёра было совсем не комфортно. Словом, «Старт» был не идеален, его надо было терпеливо дорабатывать, совершенствовать, его надо было оснащать оптикой и другими аксессуарами, но этим заниматься никто не хотел…
…А через десяток лет время таких фотокамер безвозвратно ушло.
Справка
Профессиональные фотокамеры отличают прочность и надёжность, продуманное до мелочей расположение органов управления. Они имеют металлический корпус и устойчивы к непогоде. Такие камеры в обязательном порядке являются частью большой системы, включающей в себя объективы с максимальным охватом фокусных расстояний, вспышки и прочие аксессуары.
{{commentsCount}}
Комментариев нет